Российский режиссер подарила директору Каннского кинофестиваля теплые варежки

0
145

Фильм нашей соотечественницы Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» участвует во второй по значимости программе смотра «Особый взгляд».

Российский режиссер подарила директору Каннского кинофестиваля теплые варежки

«Особый взгляд» – это второй по значимости конкурс Каннского кинофестиваля. В этом году в секции представлены две российский работы – «Дылда» Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой. На премьере последней директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо тепло представил российского режиссера, а та подарила ему теплые варежки, которые «снялись» в фильме. Фремо засмеялся, сказал: «Надеюсь, что это не будет расценено как подкуп». Про российский фильм здесь шутят, что только Садилова и Тарантино отважились назвать свои фильмы так банально и претенциозно – «Однажды в Трубчевске» и «Однажды в Голливуде».

Российская картина – довольно простая история о жизни двух семей, живущих в Трубчевске. В одной – муж-дальнобойщик, интеллигентная и образованная жена и взрослый сын. В другой – жена Анна, зарабатывающая вязанием, муж, служащий в местной социальной службе, свекровь и маленькая дочка. Все у обоих семей хорошо — и за это Садиловой отдельное спасибо, а то надоело видеть в фильмах «загибающуюся» провинцию с пьющими людьми в лохмотьях. Наконец-то у героев крепкие дома, достаток, а под Новый год – красная икра на столе. Они ходят чистенькие, модненькие, хорошо одетые. Но у Анны роман с соседом-дальнобойщком и для того, чтобы быть вместе, они чего только не изобретают. Он дома говорит, что нужно ехать в Ростов, она – что сдать вязание в Москву. Муж сажает Анну на автобус в столицу. Заботливая жена готовит отправляющему в Ростов супругу еду и термос в дорогу. А любовники встречаются в условленном месте на трассе и предаются любви – когда прямо в фуре, когда в гостинице. У них действительно и страсть, и нежность — не только секс. Они ловят взгляды друг друга, улыбки…

Российский режиссер подарила директору Каннского кинофестиваля теплые варежки

Кристина Шнайдер на официальном фотоколле фильма «Однажды в Трубчевске» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Анна так больше не может, о чем постоянно говорит любовнику. В этом фильме женщины сильнее мужчин: все решения принимают они – захотела ушла от мужа, захотела вернулась. А мужчины… По сути фильм Садиловой – это «Осенний марафон» в провинциальной реальности.  Дальнобойщик любит и жену, и Анну, обидеть никого не хочет, вот и мучает обеих.

В фильме «Однажды в Трубчевске» потрясающие старушки. Свекровь Анны – это «классика жанра», мастер говорить колкости невестке, зато сыночка своего и спать уложит вовремя, и обедом накормит. А другая бабуля, которая сдает любовникам дом, настоящий дипломат: родившаяся в 1935 году, пережившая войну, она вынесла от жизни важные уроки: муж ругает – набери в рот воды, он покричит и успокоится. Сыграли бабушек обычные женщины, непрофессиональные актрисы, и это придало картине щемящую нотку правды, напомнило сцену из «Калины красной» со старушкой, вспоминавшей своих «сынов». Что касается профессиональных актеров, то Кристина Шнайдер в роли Анны просто кустодиевская красавица – пышная и румяная, правда, разговаривает как-то искусственно. Ее мужа сыграл Юрий Киселев, любовника – Егор Баринов, его жену очень приятная Мария Семенова.

Российский режиссер подарила директору Каннского кинофестиваля теплые варежки

Кристина Шнайдер, Лариса Садилова и Егор Баринов на официальном фотоколле фильма «Однажды в Трубчевске» в рамках 72-го Каннского кинофестиваля

Заканчивается картина почти документальными кадрами. Трубчевск празднует годовщину освобождения от фашистов, звучит душевная музыка, люди пробуют фронтовую кашу… И герои вновь сталкиваются друг с другом после разлуки. Открытый финал. Все как в реальной жизни. Фильм и есть какой-то настоящий и, честно говоря, этим выбивающийся из фестивальной программы. Каннский зритель привык погружаться в болезненные обстоятельства с провокационными, порой шокирующими сценами. Ничего этого в «Однажды в Трубчевске» нет, оттого, наверное, картина и сорвала аплодисменты уставшей от экспериментов публики.