Польско-литовскую дружбу против России закрепили декларацией

0
91

Польско-литовскую дружбу против России закрепили декларацией

Польско-литовскую дружбу против России закрепили декларацией

На проходившей 11-12 февраля в Варшаве межпарламентской ассамблее Литвы и Польши принята декларация, в которой подчеркнуто, что обе страны придерживаются схожих взглядов «на вызовы и угрозы, связанные с конфронтационной политикой Российской Федерации в отношении стран Запада и Восточного партнерства, особенно Украины и Грузии».

Депутаты парламентов обеих стран не забыли «поддержать Украину в ее евроатлантических устремлениях, пожелав ей укрепления отношений с ЕС и НАТО и осуществления реформ по амбициозной программе модернизации». Они призвали Россию немедленно освободить украинских моряков, задержанных «в нарушение принципов международного права», а также выполнять свои обязательства по минским договоренностям. Им будто неизвестно, что по этим самым договоренностям у РФ нет никаких обязательств (она не является стороной конфликта), в отличие от Украины, которая стороной конфликта как раз является.

На ассамблее парламентов стран, являющихся самыми резвыми борцами с «Газпромом», не были, естественно, забыты и энергетические мечты, с которыми депутаты обратились уже непосредственно к Евросоюзу. Суть пожеланий свелась к призыву «защитить потребителей от недобросовестной практики доминирующего поставщика газа и завершить создание энергетического союза на основе единых и прозрачных правил для всех участников рынка».

Было в документе и несколько слов одобрения активизации политического диалога между самими Литвой и Польшей, а также обещание собрать всю политическую волю в кулак, чтобы «осуществить положения Договора о дружественных отношениях и добрососедском сотрудничестве». Договора, принятого обеими странами в 1994 году, то есть аж 25 лет назад.

Однако главной и самой яркой частью декларации ассамблеи было все-таки выражение польско-литовского крайнего недовольства Российской Федерацией. Это и неудивительно — межпарламентский орган собрался впервые за последние десять лет, поскольку гораздо проще бить в бубны войны против общего исторического «врага» и всячески поддерживать русофобию на Украине, чем конструктивно и главное — взаимовыгодно решать вопросы, накопившиеся за 25 лет друг к другу.

Из уст официальных лиц как Польши, так и Литвы время от времени раздаются утверждения, что польско-литовские разногласия – это происки коварного восточного соседа. Но накануне ассамблеи вице-председатель литовского Сейма А. Некрошус объяснил наличие нерешенных двухсторонних вопросов, которые, собственно, и привели к десятилетию отсутствия между двумя странами как межпарламентских связей, так и всех встреч на высшем уровне, совсем другими причинами. Среди самых болезненных и заметных из них – не принятые в Литве законы о национальных меньшинствах, о написании в документах имен и фамилий литовских поляков на родном языке, о названии улиц на языке нацменьшинств в местах их компактного проживания. Чтобы понять уровень разногласий, размер, так сказать, камня преткновения, достаточно сказать, что в вопросе имен и фамилий принцип суверенитета литовского языка уперся буквально в три буквы польского алфавита, которых нет в алфавите литовском — W, Q, X.

Конечно, за названиями улиц и написанием имен и фамилий скрываются гораздо более глубокие проблемы. Так, например, польские националисты маршируют в Варшаве под кричалку «Вильно наше». Но только ли националисты придерживаются подобной точки зрения? Были же в Польше выпущены денежные купюры, на которых среди прочих польских достопримечательностей изображены и объекты, расположенные в Вильнюсе и Львове.

А буквально в самый разгар ассамблеи территориальными претензиями к Польше отличилась уже Литва в лице мэра приграничного городка Лаздияй, который в интервью одному из СМИ сказал, что «было бы хорошо, чтобы Сяйнай и Пунск принадлежали Лаздияйскому району». Поясним, что Сяйнай и Пунск — города в Польше на границе с Литвой, в которых проживает немало литовцев. Глава литовского МИД вынужден был одергивать провинциального мэра буквально из Варшавы. «Даже шутя, нужно думать, о чем шутка», — наставлял министр.

Вильнюс утверждает, что ассамблея двух парламентов стала возможной, потому что Варшава смягчила тон по вопросам польского национального меньшинства в Литве. На самом деле, тон скорее смягчил Вильнюс, но не в вопросе написания польских имен и фамилий, а куда в более существенных вопросах – например, в синхронизации своих электросетей с сетями Польши, что означает и импорт оттуда же электроэнергии, и в проведении газопровода всё из той же Польши. Впрочем, и вопрос независимости литовского языка от букв W, Q, X Вильнюсу тоже в конце концов придется решить положительно.

Наш корр.