Мэр Казани признан лучшим по итогам 2018 года — часть 1

0
146

—>

Мэр Казани признан лучшим по итогам 2018 года - часть 1

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за октябрь-ноябрь 2018 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ

Генеральный директор Института региональных проблем

Ключевая тенденция, которая не меняется за последние примерно 18 лет – противостояние мэров региональных столиц и губернаторов. И понятно, с чем это связано. Зачастую (есть несколько регионов, где этого нет) большая часть экономики региона находится в региональных столицах. А есть и такие регионы как Якутия, где половина населения региона живёт в столичном городе.

Крупнейшим экономическим субъектом после региона как такового является региональная столица. Естественно ее мэр претендует на некое особое положение в регионе (объективно претендует, в независимости от того, хочет он того или не хочет).

Вторая тенденция, взявшая начало примерно в 2002 году, когда губернаторы стали назначаться, появилось усиление контроля региона над мэриями малых городов. Неоднократно продолжает повторяться разговор о том, что местных мэров и глав районов должен назначать губернатор.

Кроме того, если говорить не о столицах, местные городские районные власти очень зависимы от региона экономически. Поэтому даже если глава города избирается прямым голосованием, то часто назначается сити-менеджер, который уже «завязан» на губернатора. Назначается он не от хорошей жизни, а потому, что у главы города кроме власти ничего нет. А деньги где-то брать надо – на дороги, школы, больницы. Ключевым противоречием современной региональной политики является то, что основные доходы – на федеральном уровне, а все основные социальные обязательства – на местном.

Это общие тенденции, развивающиеся годами.

Помимо изменений в губернаторском корпусе, по мере перехода сначала от выборов к назначению, потом к возвращению выборов, но при существенном, в первую очередь, морально-психологическом давлении со стороны федеральной власти, авторитет федерации столь велик, что губернатором избирали обычно человека, которого рекомендовала федерация. До недавнего времени. В последнее время этот механизм стал давать сбой. Как сказал один крупный политолог — «крымский консенсус благодаря пенсионной реформе прекратил своё существование». И в этой ситуации губернаторы либо относительно непровластные (сказать, что представитель ЛДПР и КПРФ такие уж большие противники власти – это чересчур сильно), они естественно слабеют, потому что у них сложные отношения с федерацией. Губернаторы провластные слабеют, потому что сейчас идёт волна негатива и критики.

В условиях, когда губернаторский корпус находится в турбулентном состоянии, мэры региональных столиц поняли, что у них есть возможность усилить своё влияние на жизнь не только самой столицы, но и региона в целом. И такая активность исходит не только от тех, кто назначен с помощью губернатора, но и от тех, о ком известно, что это их (региональных глав) люди. В Хабаровском крае, например, победил на выборах кандидат от оппозиции, который был в прекрасных отношениях с действующим губернатором. И когда он всё-таки победил, действующему губернатору не стало лучше от того, что новый губернатор к нему, в общем, неплохо относится. Так получилось. Генетика играет большую роль, но не определяющую. И если человек понял, что он может концентрировать ресурсы у себя, он их концентрирует даже несмотря на хорошие отношения. И он их не собирается портить, хотя они могут испортиться сами по себе оттого, что кто-то слишком много на себя берет. Эталонная ситуация в Челябинске.

В общем, с одной стороны, губернаторы стараются усилить свое влияние на региональную столицу. А с другой — региональная столица пытается стать более самостоятельной и более активной. Как глава муниципалитета, где проживает миллион граждан, должен воспринимать муниципалитет, где проживает два миллиона людей. Так ситуация развивалась в Нижнем Новгороде, пока у нового губернатора хватило ресурсов этот процесс купировать, протащив на мэра города своего человека. А поскольку этот мэр находится в не самых добрых отношениях с городской Думой, то он объективно смотрит на губернатора – куда деваться «с подводной лодки?». Но при варианте более комплиментарных отношений с законодателями подобный мэр воспринимал бы степень своей свободы по-другому.

Но для большинства регионов тенденция усиления городских начальников довольно существенно ощущается. Губернаторы стремятся закрепить вертикаль, мэры крупных городов не хотят её выстраивать.

А что это значит? Значит «пациент» скорее жив. Ведь противопоставление – это нормальная, естественная вещь. В советской системе не было противостояния. Какое такое противостояние, раз партия назначила? И чем всё это кончилось – хорошо отредактированной ёлкой…

Сергей РУМЯНЦЕВ

Электоральный юрист, директор Центра прикладных исследований и программ, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)

Одна из задач, которую должно было решить внедрение так называемой «двуглавой» модели управления муниципалитетами вместе с упразднением всенародных выборов мэров, состояла в том, чтобы снизить политическую составляющую в сфере городского управления — забрать у политически амбициозных мэров часть рычагов и передать их сити-менеджерам.

На практике это привело к фактическому ослаблению системы местного самоуправления в целом — на смену сильных политических тяжеловесов, коими зачастую являлись мэры, находящиеся намного ближе, чем губернаторы к избирателю, пришли лояльные региональной власти исполнители-хозяйственники.

При этом карьеры бывших сильных мэров в основном пошли по трем направлениям: заход на губернаторство (как у бывшего мэра Нижнего Тагила Сергея Носова); переход в российский парламент (как это сделал экс-мэр Омска Виктор Шрейдер); и третий путь, который, к сожалению, до сих пор является одним из возможных — возбуждение уголовного дела в отношении бывшего градоначальника (в качестве примера можно привести бывшего нижегородского градоначальника Олега Сорокина).

На смену конфликтам между губернаторами и мэрами пришло противостояние между двумя городскими управленцами — главой города и сити-менеджером. Поскольку на практике часто оказывается, что наделение полномочиями и сити-менеджеров, и глав все равно остается процедурой политической, то значит возможны конфликты между группами влияния, стоящими за обоими.

Двуглавая система местного самоуправления удобна для региональной власти: во-первых, снижается риск политической конкуренции со стороны находящихся ближе к народу глав городов; во-вторых, наличие возможного противостояния между главами и сити-менеджерами позволяет управлять ситуацией сверху; в-третьих, при наличии эффективного сити-менеджера, не претендующего на снискание политических лавров, можно сконцентрироваться на решении чисто экономических и социальных вопросов в муниципалитете.

Думаю, что в ближайшее время ждать повсеместного возврата модели всенародного избрания мэров городов нам не следует.

Артем КИРЬЯНОВ

Адвокат, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского союза налогоплательщиков

В своё время был многострадальный федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Столько поправок, сколько внесли в этот закон, наверное, не вносили ни в один другой закон РФ. Все менялось очень ситуационно, новеллы закона зависели от административной реформы, которую в своё время проводил Дмитрий Козак; от политической ситуации; от того, что в 2004 году губернаторы стали не выборными, а назначаемыми; от создания вертикали власти с использованием механизмов полномочного представителя президента Российской Федерации в федеральных округах. Кстати будет напомнить и о самобытности каждого субъекта РФ.

Дискуссия по поводу мэров — кто они такие, что они должны делать, как они должны избираться — ведётся очень давно. Но по-прежнему очень сложно утверждать, какие из вариантов управления муниципалитетом лучше.

Первый вариант, который мы унаследовали в начале 90-х годов — прямые (голосованием всех избирателей) выборы городских руководителей. Как правило, такие выборы выигрывал крепкий хозяйственник или выходец из городских структур — горисполкомов, облисполкомов, — то есть представитель исполнительной власти, имеющей рычаги влияния.

В какой-то момент эта ситуация перестала удовлетворять, потому что нужны были и политические прорывы. Мало быть крепким хозяйственником, надо все-таки себя интегрировать как мэра любого города (тем более, столичного) в общеполитическую повестку, понимать смыслы регионального развития.

Соответственно были приняты определенные решения, изменяющие систему выбора мэров: прямое голосование, было заменено на голосование конкурсной комиссии. Сегодня, на мой взгляд, Россия стоит перед системным выбором. Что лучше: согласованный экспертный выбор комиссии с последующим утверждением депутатами городской Думы vs «всенародное голосование».

Каждая из схем имеет плюсы и минусы. Главный минус всенародных выборов: риск избрать популиста, который завалит городское хозяйство. При этом достаточно сложно отрешить от должности такого несведущего чиновника. Плюс же схемы, подражающей прямой демократии, что жители города знают в лицо мэра, потому что они его и избрали. Вторая схема завязана на общеполитический консенсус в регионе. Если ты как кандидат не в состоянии договориться с органами власти субъекта РФ, то что будет, когда ты будешь избран мэром города? В рамках второй схемы, тем не менее, невозможно в полной мере отстаивать интересы конкретного субъекта местного самоуправления.

В определенной степени коллегиальные выборы уменьшают степень демократичности выборов, но при этом прибавляют к продуктивности мэра, его техническим показателям. У такого мэра всегда есть возможность запроса-апелляции к региональной власти: вы меня поддержали — давайте соблюдать договоренности, придерживаться запланированной бюджетной политики. В областной столице это ещё более важно, так как всегда есть некая борьба между всенародно избранным мэром и губернатором. Вторая схема эти противоречия снимает, поскольку формально есть определенное единство интересов, целеполагания, и мэр отстаивает интересы жителей не только города, но и интересы всего субъекта федерации. Поэтому, на мой взгляд, в каждом субъекте федерации должны быть соответствующие процедуры и механизмы, отвечающие индивидуальному уровню социально-экономического развития региона, его историческим традициям.

В качестве примера приведу хорошо знакомую мне Новгородскую область, где 22 ноября состоялось избрание мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина, который сменил предыдущего мэра Юрия Бобрышева. Надо понимать, что в Новгороде традиционно мэра избирали всенародно общим голосованием. И это первый раз, когда новгородского мэра избирали через выборную комиссию. На мой взгляд, это позитивный пример изменения системы выборов столичного города региона в связке с ранее произошедшей сменой губернатора. Не секрет, что в Новгородской области всегда был конфликт регионального правительства и столицы региона. Конфликт был базовый и заключался в распределении финансовых потоков. Предыдущее руководство области пыталось спровоцировать отставку бывшего мэра. Достаточно сложно работать в таких условиях, и вся эта работа контрпродуктивна по отношению к населению столичного города и в целом области. С приходом губернатора Андрея Никитина подход к развитию региона избран комплексный, в нём есть место и столичному городу, и другим муниципальным образованиям.

Великий Новгород — показательный пример того, как сегодня меняется подход к выборам мэра. Конечно, мэр города как лицо публичное не должен быть ограничен только разрезанием красных ленточек на мероприятиях. Это не должен быть просто председатель городской Думы-мэр города. Это должен быть человек, несущий ответственность за процессы, происходящие во вверенном ему муниципальном образовании. Но при этом он должен четко коррелировать свою позицию в соответствии с задачами, которые ставит перед властью президент и глава субъекта федерации в рамках его полномочий.

Подход к выборам мэра должен быть взвешенным, но при этом та третья схема, когда мэр города это председатель городской Думы или горсовета и властных полномочий практически никаких не имеет, — это подход, ведущий в прошлое. И регионы будут использовать два основных тренда, которые я упоминал выше: прямые выборы или через конкурсную процедуру — голосование комиссии. Последняя, на мой взгляд, создаёт наиболее благоприятные условия для реализации властных полномочий на всех уровнях региона, а также перспективу улучшения жизни его жителей.

Возвращаясь к посылу о сочетании демократических процедур и исторических традиций субъектов федерации, не могу не упомянуть Дагестан, в котором есть своя специфика и особенности, из которых следует делать выбор в пользу определенной схемы выбора руководителей всех уровней. На сегодняшний день мы видим ситуацию, когда федеральный центр в лице недавно назначенного Владимира Васильева пытается разрушить псевдоструктуру управления, построенную целиком на коррупционной схеме. Это не первый случай, когда мы говорим о Дагестане в части исторически сложившегося наличия коррупционных схем и преобладания теневой экономики и различного рода правонарушений, имеющих совершенно четкий уголовно-правовой характер. Учитывая сложность задачи, которую сегодня решает Владимир Абдуалиевич, необходимо в определенном смысле пренебречь даже демократическими ценностями, поскольку они должны проявляться только на основе общего правосознания населения. А если нет элементарной правовой культуры, преобладают коррупционные схемы, в результате которых остаются недофинансированными нужды людей. Соответственно, в данном случае возможны любые эффективные формы, в том числе с введением прямого управления муниципалитетом со стороны главы республики. Закон это позволяет.

Евгений ТАРЛО

Юрист, государственный деятель. Президент Фонда «Правовое государство»

Общий подход к кадровой политике в отношении мэров в стране характеризуется выстраиванием вертикали власти на региональном уровне. Губернатор рекомендуется президентом, мэры рекомендуются или назначаются губернаторами и так до низшего звена. Это способствует управляемости властной вертикали, но снижает демократичность процедур и связь мэров с избирателями, что несёт в себе опасность потенциального конфликта.

В тех случаях, когда мэр является качественным управленцем (независимо от его политических и идеологических взглядов) и справляется со своими обязанностями, ситуация стабильна и зависит в основном от общих экономических и социальных условий в стране. В тех случаях, когда мэр пользуется поддержкой губернатора, но не пользуется поддержкой населения своего города, возможно нарастание скрытого конфликта, который будет иметь направленность не столько против конкретного мэра, а против всей системы власти, которая этого мэра поддерживает.

Управляемость выборов снижает доверие населения к власти и лишает выборы позитивного эффекта выпуска накопившегося пара. А накопление пара в закрытой кастрюле грозит взрывом.

Первая группа рейтинга

Мэр Казани признан лучшим по итогам 2018 года - часть 1

Лидером «Национального рейтинга мэров» после непродолжительного перерыва стал Ильсур Метшин (Казань), которому удалось чуть-чуть обойти своего московского коллегу.

Многие эксперты в качестве международного признания заслуг Ильсура Метшина восприняли его переизбрание вице-председателем одного из комитетов Совета Европы.

В «Рейтинге качества жизни» населения городов России (составлен Финансовым университетом при Правительстве РФ), Казань оказалась среди лидеров, на что не преминули обратить внимание некоторые эксперты. Тут следует оговориться, что «качество жизни» и экспертная оценка эффективности мэра на практике могут существенно отличаться. В случае с Казанью они оказались вполне сопоставимы, несмотря на разную методику и разный круг субъектов двух разных рейтингов.

Большие надежды связывают наблюдатели с созданием в Казани современного экорайона. Пристальное внимание общественности и руководства республики, привлек открытый международный конкурс, посвященный данному объекту. Подчеркивается его значимость не только для Казани — экорайон призван задавать новый высокий стандарт для развития городской среды не только Татарстана, но и всей страны. Особое внимание уделяется эстетической проработке проекта.

Отмечаются масштабные работы в столице Татарстана по капитальному ремонту и оборудованию медицинских учреждений.

По данным ОНФ, Казань является лидером среди городов-миллионников по борьбе с несанкционированными свалками. Действия местного руководства на этом направлении были эффективными и оперативными: из 337 выявленных подобных объектов к моменту повторной проверки были ликвидированы 290.

Хорошо воспринята идея создания в Казани школы, с изучением трех языков: татарского, русского и английского, а также активное подключение к реализации этого проекта Ильсура Метшина. Многие эксперты полагают, что подобным образом могут быть сглажены обострившиеся конфликты, связанные с преподаванием татарского языка.

Среди нареканий по работе мэра наиболее часто упоминается гололед, попортивший немало крови жителям Казани в последней декаде ноября. Однако как показывает практика, от подобных катаклизмов никто не застрахован, а дорожные службы города, по сообщениям экспертов, активно и достаточно оперативно включились в борьбу с возникшей проблемой, хотя и не смогли полностью с ней справиться.

Второе место в «Национальном рейтинге» занял Сергей Собянин (Москва), немного уступивший мэру Казани. Столица России, как всегда, «предъявила» целый ряд масштабных проектов, любой из которых мог бы вызвать зависть в других городах. В городе создается новый вид общественного транспорта: для круглогодичной эксплуатации закупаются суда, которые будут обслуживать речные пассажирские маршруты. Оплачивать проезд в рамках программы «Внутренний водный транспорт» можно будет привычными транспортными картами. Дан старт возведению южного участка Большой кольцевой линии метро. Всего в ближайшие три года запланировано построить около 60 км новых линий и 21 станцию метрополитена. Только в двух столичных округах, составляющих так называемую «Новую Москву», строится или планируется к строительству около 200 километров автомобильных дорог. Приятным сюрпризом для москвичей стало открытие канатной дороги, связывающей Воробьёвы горы и Лужники.

Среди негативной информации – попадание Москвы в двадцатку самых грязных городов Европы, по отзывам пользователей сайта «Нумбео» (при этом часть респондентов не посчитали данный источник достаточно авторитетным).

Беспокойство экспертов вызвали значительные (более полумиллиарда рублей) финансовые вложения в принадлежащие Москве мусоросжигательные комплексы, расположенные в промзоне «Руднево». Параллельно с расширением упомянутых комплексов, ведется интенсивная жилая застройка этой и близлежащих территорий.

Не в пользу Сергея Собянина трактовали эксперты третье место столицы России в «Рейтинге качества жизни» населения городов России (составлен Финансовым университетом при Правительстве РФ).

Напряженность в городскую повестку добавила борьба активистов и жителей против застройки двух кварталов в Кунцево. Активисты и часть жителей протестуют против готовящегося в рамках реновации сноса 37 домов, построенных в 50-е годы по индивидуальным проектам. Их активно поддерживают некоторые муниципальные депутаты. Противостояние привело уже к потасовке со строителями, многочисленным арестам и призывам «строить баррикады». Верховный суд поддержал в данном конфликте застройщиков. При этом, по утверждению активистов, стройку предполагают вести на таком расстоянии от жилых домов, которое не допускают строительные нормы. По имеющейся информации многие жители также поддерживают реновацию, что резко ослабляет позиции «протестантов». Часть экспертов согласны с тезисом, что события в Кунцево являются моделью, которую в дальнейшем будут использовать для массовой зачистки московских придомовых территорий.

В текущем исследовании Руслан Кухарук (Тюмень) занял почетную третью строчку в группе лидеров. Депутаты единодушно избрали его главой городской администрации. Происшедшее было вполне ожидаемым, но, тем не менее, особенно с учётом результатов голосования, объективно укрепило имидж Руслана Кухарука. Руслан Николаевич является прямым ставленником нынешнего главы Тюменской области. Данное обстоятельство в определенной степени мешает его восприятию как самостоятельного политика. Хотя часть экспертов полагают наличие такого влиятельного покровителя сильной стороной мэра.

Общественные слушания по городскому бюджету прошли для мэрии крайне удачно. Несмотря на то, что представители внесистемной оппозиции получали свободный доступ к микрофону, никаких значимых претензий сформулировано не было, и за бюджет проголосовало 193 человека, против – только семь.

Проект реконструкции исторического центра Тюмени попал в число номинантов XXVI Международного архитектурного фестиваля «Зодчество».

Эксперты Финансового университета при Правительстве РФ, принимавшие участие в составлении «Национального рейтинга», как и часть других наблюдателей, акцентировали внимание на лидерстве Тюмени в «Рейтинге качества жизни» населения городов России.

Социологическое исследование, проведенное организацией SuperJob (выборка по крупным городам 500-1000 человек), посвященное оценке водителями качества дорог, так же поставило Тюмень на первое место.

Финансовая обеспеченность Тюмени позволяет мэрии осуществлять значимые и весьма масштабные проекты, поддерживать на общем высоком уровне городское хозяйство. В частности, в скором времени планируется масштабная реконструкция центра города.

При этом эксперты ссылаются на информацию о серьезных проблемах в городе с зелеными насаждениями (срубается гораздо больше деревьев, чем высаживается). Отмечен также острый дефицит доступных горожанам рекреационных зон, расположенных вблизи водоемов.

В этой связи намерение Руслана Кухарука вплотную заняться проблемами озеленения Тюмени, воспринято большинством экспертов как очень своевременное.

В начале октября Санкт-Петербург возглавил новый мэр (пока с приставкой врио) — Александр Беглов. Ротация Георгия Полтавченко, которую ждали и пророчили не один уже год, произошла, как это обычно бывает в подобных случаях, неожиданно для большинства наблюдателей. Случившееся вызвало повышенный ажиотаж среди экспертов, связанный, правда, не столько с фигурой нового главы, сколько с самим фактом ухода прежнего. Доминирующей является надежда на рост положительной динамики в городской жизни, завершение в муниципальном масштабе застойной эпохи, которую символизировал «тишайший» Георгий Сергеевич.

Хорошей новостью для врио явился отказ главы ФАС Игоря Артемьева и вице-премьера правительства России Дмитрия Козака от участия в борьбе за пост губернатора (выборы состоятся в октябре 2019 года).

Благоприятно восприняты обещание Александра Беглова обеспечить город дошкольными детскими заведениями до 2020 года и его действия социальной направленности. Так, планируется выделить более 3 млрд. рублей для улучшения условий проживания нуждающихся граждан — данная инициатива в первую очередь касается очередников и обитателей коммунальных квартир. Всего же благодаря Александру Беглову городу удалось получит дополнительно 290 миллионов рублей на расселение аварийного жилья. Кроме того, благодаря инициативе мэра увеличена в два раза материальная помощь многодетным семьям. Александром Бегловым приостановлено вызывавшее острую полемику строительство мусороперерабатывающего завода в Каменке.

В настоящий момент протестный потенциал Санкт-Петербурга, пожалуй, является наиболее сильным среди крупных городов страны. С этой точки зрения неслучайны и вполне благоразумны старательные поклоны Александра Беглова в сторону «прогрессивной общественности». Во всяком случае, именно так трактовали многие эксперты назначение советником мэра Николая Бурова, занимавшего по 2017 год пост директора Государственного музея «Исаакиевский собор» и публичное возложение цветов к памятнику Галине Старовойтовой. При всех высоких словах, сказанных мэром о покойной («последовательно и принципиально отстаивала интересы нашего города и его жителей… до своего последнего дня Галина Васильевна защищала правду и справедливость, идеалы добра и гуманизма»), некоторым наблюдателям было сложно не принять во внимание, что Галина Старовойтова идейно является для современной политической системы России элементом глубоко враждебным. Поэтому ряд экспертов посчитали подобное позиционирование Александра Беглова как члена «Единой России» несколько фальшивым.

Пока же внимание экспертов в основном привлекает не столько фигура Александра Беглова, сколько сам факт ухода Георгия Полтавченко. Перспективы нынешнего врио удержаться на посту оцениваются со сдержанным оптимизмом.

В рассматриваемый период укрепил своё положение в «Национальном рейтинге» Николай Булакин (Абакан). Победа на безальтернативных выборах главы региона кандидата от КПРФ

Валентина Коновалова, убытие прежнего руководителя Виктора Зимина и врио Михаила Развозжаева неожиданно сделали мэра Абакана наиболее серьезной в Хакасии системной политической фигурой. Причина даже не в том, что новый глава республики принадлежит хоть к системной, но оппозиции. В настоящий момент Валентин Коновалов вообще не воспринимается большинством экспертов как самостоятельный игрок. По сути, ему нечего предъявить, кроме занимаемой им должности, с которой он сам как будто не знает что делать. Предложение стать врио, которое получал Николай Булакин, как только стала понятной судьба Виктора Зимина, так же способствовало укреплению имиджа мэра и росту его амбиций.

Ресурсы главы Абакана вполне зримы: помимо недавней уверенной победы на выборах, наличия административного опыта, пула «своих» депутатов, в его пользу свидетельствует достаточно крепкое муниципальное хозяйство и неплохо поставленная работа на медиа-поле. Таким образом, в Хакасии сложилось уникальное сочетание сильного мэра и главы откровенно слабого, да ещё не очень-то желанного для федерального центра. Ряд экспертов полагает, что, если в дальнейшем Валентин Коновалов будет оставаться столь же невзрачным, Николай Булакин постарается всемерно сократить срок его полномочий.

Впрочем, недавний отказ от прямого предложения стать врио может подпортить репутацию Николая Булакина в глазах Кремля. Как и тот факт, что в самом Абакане за главу-коммуниста подали голос 53,97% избирателей. Таким образом, хотя Николай Генрихович пользуется поддержкой избирателей региональной столицы, в прочих случаях он этих избирателей не контролирует. А это с административной точки зрения является очень большим грехом.

Пертурбации глав регионов привели к существенному росту в «Национальном рейтинге» Сергея Надсадина (Южно-Сахалинск). Впрочем, с самого начала нынешнего года он неизменно улучшал своё положение в исследовании. После назначения губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко врио Приморского края, многие эксперты стали называть мэра Южно-Сахалинска в качестве одного из главных претендентов на освободившуюся позицию главы региона. Наличие подобных перспектив само по себе благотворно сказалось на аппаратных, а также имиджевых позициях Сергея Надсадина. В остальном эксперты не обнаружили в его деятельности ни особых провалов, ни блестящих взлетов. Она характеризуется как ровная, профессиональная и последовательная. Накладки, как правило, носят частный характер.

Среди значимых для города событий – передача единственной в городе дороги регионального подчинения в ведение муниципалитета, планы строительства детских садов, досуговых центров и крытого катка. Проверявшие транспортную инфраструктуру региона члены Общественной палаты РФ отметили хорошую работу сервисов на железнодорожном вокзале Южно-Сахалинска. Благоприятную реакцию вызвал снос одного из торговых павильонов, мешавших строительству сквера.

С учётом неплохого финансового положения города и региона, перспективы развития города выглядят вполне многообещающими. В итоге Сергей Надсадин достаточно уверенно вошёл в группу лидеров «Национального рейтинга мэров».

Серьезно оступился в «Национальном рейтинге» Анатолий Пахомов (Сочи). Многочисленные аресты в окружении Анатолия Николаевича не только сказались на его позициях, но вновь оживили разговоры о легендарной непотопляемости этого мэра. Список задержанных в последнее время включает первого вице-мэра, заместителя мэра, бывшего вице-мэра, руководителя «Водоканала», руководителя департамента архитектуры, замдиректора департамента экономики. Между тем реакции Анатолия Николаевича, хоть и несколько запоздалые, внешне вполне спокойные и даже несколько отстраненные. При этом нынешняя чистка далеко не первая даже в нынешнем году. Некоторые эксперты подмечают интересную деталь: большинство задержанных чиновников якобы формально так и остаются при своих должностях – Анатолий Пахомов явно не спешит с их увольнениями.

Широко распространившаяся среди экспертов информация о том, что сменить Анатолия Пахомова готовится сенатор от Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, была дезавуирована самим Арсеном Башировичем. Более того, сенатор не преминул сказать несколько лестных слов в адрес сочинского мэра.

Также эксперты отметили ливни, приведшие к массовым подтоплениям в городе и введению режима ЧС. Непотопляемость мэра в данном случае не сказалась положительным образом на функционировании не менее легендарной сочинской ливневки. Попытка мэрии выселить пострадавших от стихии из санатория, где они были временно размещены, встретила со стороны последних противодействие: по их мнению, требуется больше времени для ремонта приведенных в негодность квартир. Кроме того, жители опасаются, что новые дожди приведут к новым подтоплениям, и все их усилия пойдут насмарку.

Следует отметить существенно более низкие позиции Анатолия Пахомова в экспертном «Национальном рейтинге», по сравнению с «Рейтингом качества жизни» населения городов России» (составлен Финансовым университетом при Правительстве РФ на основании социологических исследований и статистических данных). Это как раз тот случай, когда «качество жизни» и оценка эффективности мэра не совпадают. На практике такое несовпадение случается не так редко. Аресты в окружении мэра, коррупционные скандалы – как раз тот фон, который способствует подобной коллизии.

Алексей МАКАРКИН

Политолог, вице-президент Центра политических технологий

Сергей Собянин в нынешнем году был вновь избран мэром Москвы. Протестная волна, которая захлестнула нескольких губернаторов, на него не распространилась. Хотя он находится на своем посту с 2010 года – примерно столько же, сколько занимали губернаторские посты Шпорт в Хабаровске и Зимин в Хакасии. И это при том, что в 2011-2012 годах Москва была центром протестного движения, а на муниципальных выборах 2017 года в ряде районов победила оппозиция. Связано это, как представляется, с двумя основными обстоятельствами.

Во-первых, Собянин сохранил все основные социальные преференции, к которым привыкли москвичи. Более того, перед выборами он объявил, что московские доплаты к пенсиям жители будут получать, как и раньше (женщины в 55 лет, мужчины в 60), несмотря на повышение пенсионного возраста. Не только сохранилась, но и развивается важная для многих пожилых москвичей система Центров социального обслуживания – для одиноких людей она нередко единственный «свет в окошке». Несколько лет назад был создан центр «Мои документы» — система одного окна, позволяющая быстро и с минимум очередей решать проблемы, на которые раньше уходили часы, а то и дни. Стал лучше ходить, в том числе по выделенным полосам, общественный транспорт (теперь в Москве легко передвигаться на автобусе без опасения безнадежно застрять в пробке). Налажены коммуникации с населением через систему «Активный гражданин».

Во-вторых, для модернистски настроенной части общества тоже есть свои отдельные плюсы (хотя и она, разумеется, тоже пользуется и автобусами, и «Моими документами», как другие жители). В центре Москвы появились широкие тротуары, по которым можно свободно ходить, не прижимаясь к стенам домов и не выходя на проезжую часть. Часть улиц превращены в пешеходные. Больше стало кафе, в том числе летних, где столики стоят на тех же тротуарах – как во многих европейских городках. Парк культуры и ВДНХ из отстойных городских объектов превратились в полюбившиеся многим места для семейного отдыха. Поэтому у модернистов не было желания «протеста ради протеста», голосовать за кого угодно, только не за власть. Многие из них готовы самовыразиться, проголосовав на муниципальных выборах за гражданского активиста вместо школьного директора, но к выборам мэра они подходят куда более серьезно.

Александр БЕЗДЕЛОВ

Политолог. Директор Института региональной стратегии (г.Тюмень)

Смену городской власти Тюмень пережила довольно спокойно. И в этом нет ничего необычного, поскольку сам Руслан Кухарук – член команды предыдущего мэра Александра Моора, который стал губернатором. Поэтому радикальных изменений ни в стиле управления, ни в кадровых вопросах, ни во взаимоотношениях с внешним миром – прессой, политическими партиями и общественными движениями и так далее — не произошло.

Кухарук, впрочем, кандидатура достаточная неожиданная в должности мэра, поскольку сам процесс смены губернатора, и соответственно последующие изменения в городской администрации. были спонтанными и непредсказуемыми. В этой связи и был выдвинут кандидат, которого заранее не готовили к должности градоначальника. Однако Кухарук имеет представление о ситуации в городе, о его ключевых проблемах и в достаточно спокойном рабочем темпе эти проблемы решает.

В Тюмени сложилась ситуация, когда региональная администрация очень активно начала сотрудничать с городской администрацией и не только по вопросам финансового взаимоотношения, но и по вопросам управления общегородским хозяйством, когда берутся программы региональные по инфраструктурным проектам – дороги и прочие социальные структуры. И Руслан Кухарук в данном случае является проводником идей действующего губернатора и проектов, которые ранее осуществлял Александр Моор.

Пока сложно говорить о каких-либо достижениях. Однако стиль мэра понятен. Он начал консультации с общественными движениями бизнес-структур и предпринимателями по одному из ключевых проектов реконструкции центральной улицы Тюмени. Можно сказать, что мэр открыто взаимодействует с городским сообществом. Видно, что он не просто технологический менеджер, но настоящий мэр города, который открыт горожанам.

Понятно, что ожидать сразу масштабной всенародной популярности Кухарука было бы неправильно. На публичной должности он работает всего несколько месяцев. Но есть определенные тенденции – он открыт к общению, довольно легко контактирует с прессой и жителями города, и, думаю, отторжения у жителей Тюмени он вызывать не будет. А через какое-то время будет не менее популярен, чем предыдущий мэр (как минимум).

Павел САЛИН

Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Отставка Георгия Полтавченко была позитивно воспринята большинством наблюдателей. В данном случае сказались не столько объективные провалы в работе экс-главы города, сколько его «моральный износ», усталость населения от чиновника, который по психотипу и имиджу не очень подходил жителям Северной столицы. Плюс к этому неудачные шаги самого Полтавченко в поисках поддержки различных игроков в элите с прицелом уже на свое постгубернаторское будущее — история с Исаакием является самым ярким, но не единственным примером его неудачных ходов.

Назначение Александра Беглова повлекло за собой предсказуемый «эффект новизны», видимо первичный тест оказался пройден, после чего новый градоначальник заявил о намерении идти на выборы. Основная проблема Беглова на старте в том, что по своему образу он очень похож на предшественника, в то время как у петербуржцев запрос на совершенно другой тип управленца. Речь идет не о градоначальнике-политике времен Анатолия Собчака, а о современном менеджере, представителе эффективного «сервисного государства». Петербуржцы оценили бы активного мэра-хозяйственника, который постоянно работает на улучшение инфраструктуры, функционирование «повседневного государства» — взять те же МФЦ в Москве — и который к тому же идет на диалог с горожанами.

Для построения такого имиджа у нового мэра Северной столицы почти год, к тому же перед глазами есть успешный опыт Сергея Собянина, который смог трансформировать свой образ в нужную сторону, его достаточно лишь творчески скопировать. Правда, в столице значительную часть электората составляют москвичи в первом поколении и приезжие, на запросы которых во многом и ориентируется нынешнее руководство — достаточно посмотреть на географию предвыборных мероприятий Собянина в 2018 году и итоги голосования на мэрских выборах в территориальном разрезе. В Петербурге эта доля населения значительно меньше, что осложняет задачу. Да и бюджеты в Северной столице не сравнятся с московскими.

Пока же новый градоначальник почти ничем себя не проявил. Из заметных на городском уровне событий — задержание экс-председателя юридического комитета Юлии Осиповой по подозрению в мошенничестве. Однако оно стало скорее не следствием активной «отстройки» нового градоначальника от наследия предшественника, сколько спровоцировано пересмотром внутриэлитных договоренностей и сфер влияния в местном истеблишменте после ухода Полтавченко, влияние его сменщика на эти процессы пока минимально. Хотя, судя по его первым шагам в публично-имиджевой сфере, он намерен играть роль защитника горожан от «бездушной и неэффективной бюрократии». Правда, при всей обоснованности такого позиционирования, качество исполнения (форма и каналы донесения идеи до целевой аудитории) оставляют желать лучшего. Ролик на YouTube-канале Росмульт рассчитан скорее на непритязательную аудиторию глубокой провинции, причем скорее старшего возраста (потребителей ТВ), чем на более взыскательных петербуржцев. Прозвучавшие на первом заседании городского правительства в начале октября заявления про влияние Запада на молодежь также вызывают вопросы относительно того, удастся ли новому градоначальнику «войти в контакт» с горожанами, учесть их приоритетные интересы. Впрочем, как уже говорилось выше, впереди еще год, который может принести множество неожиданных поворотов.

Владимир УГРЮМОВ

Директор «Специализированного бюро по разработке комплексов строительства по Северо-Западу России» (г. Санкт-Петербург)

Как профессионал, много лет занимающийся вопросами инжиниринга систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, я рассматриваю деятельность градоначальников через призму своей деятельности.

Под руководством Георгия Полтавченко правительством Санкт-Петербурга и профильными комитетами на сегодняшний день полностью подготовлена почва для внедрения наиболее передовых инновационных технических и организационных решений именно в сфере водообеспечения. Думаю, что с учётом быстро меняющихся реалий, новому руководителю северной столицы Александру Беглову легче будет двигаться дальше, развивая начатое. А сделано на самом деле немало.

Ещё на завершающем этапе руководства городом Валентиной Матвиенко правительством Санкт-Петербурга была разработана и принята «Региональная программа «Чистая вода Санкт-Петербурга» на 2011-2025 годы». После вступления в должность Георгия Полтавченко на основе положений этой программы был разработан и утвержден целый ряд нормативно-технических документов, которые позволили практически всем специалистам отрасли, в том числе и мне самому, понять пути достижения стратегических целей программы и методику общей координации при решении текущих задач в вопросе водоснабжения Санкт-Петербурга. А для этого города, да и вообще для человека, конечно, водоснабжение играет очень большую роль.

Северная столица, пожалуй, единственный мегаполис в мире, имеющий только один источник водоснабжения – реку Неву. В то время, как города с численностью жителей свыше миллиона по правилам безопасности должны иметь как минимум два независимых источника. В начале прошлого века был разработан дублирующий проект водоснабжения, по которому вторым источником воды в Питере должно было стать Ладожское озеро, но из-за Первой мировой войны реализован он не был. Во время блокады на питерский водоканал пытались внедрить своих агентов фашисты, рассчитывая уничтожить единственный источник воды… Поэтому система водоснабжения именно здесь играет особенную, уникальную, вдвойне стратегическую роль.

На сегодняшний день питерский водоканал является одним из самых передовых в стране и непрерывно совершенствуется.

С моей точки зрения, период работы Полтавченко ознаменовался бурным развитием водоснабжающей системы – разработкой целого ряда нормативных документов, которые сегодня лежат в основе, как проектирования, так и эксплуатации тех же ремонтно-восстановительных работ в сфере водоснабжения и водоотведения. Одним из важнейших документов, разработанным в рамках выше указанной программы является Региональный Методический Документ «РМД 40-20-2016 Санкт-Петербург. Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге». Именно использование этого документа позволило подойти системно к вопросам строительства новых объектов водоснабжения, эксплуатации и реконструкции существующих объектов водоснабжения Санкт-Петербурга, что на сегодняшний день позволяет в достаточной степени корректно и комфортно, существенно снизив аварийность, управлять этим сложным хозяйством, а с другой стороны, конструировать и внедрять новые технологии. На сегодняшний день, по имеющейся у меня информации, многие регионы намереваются для собственных организаций ВКХ разработать документ, подобный питерскому РМД 40-20-2016, взяв его за основу. В своё время предпринимались попытки разработать аналогичный документ для всей страны. Но есть одна особенность. Мы живём в стране, где 7 часовых поясов, пять климатических и около 50 геологических разрезов, не говоря уже о гидрологии, а потому создать полностью рабочий универсальный документ, свод законов, которые насчитывали бы десятки томов, невозможно. Поэтому, я считаю, разработка такого документа – дело каждого региона в отдельности. А «Водоканал Санкт-Петербурга», я убеждён, всегда поможет. На днях проект аналогичного документа принят к рассмотрению в Крыму, и я с экспертной уверенностью могу утверждать, что серьезной доработки он уже не потребует.

В этом году завершено строительство самого крупного инфраструктурного объекта по водоснабжению в стране за последние годы — это водоснабжение Красного села. Объект принят в эксплуатацию. И это тоже результат системного и ответственного подхода как руководства города, так и строительных и эксплуатирующих организаций.

В этой связи я полагаю, что деятельность новых властей Санкт-Петербурга будет и дальше отличать передовая позиция в данной сфере, сохраняя нацеленность на инновации в процессе обеспечения водой жителей северной столицы и её окрестностей.

Александр Беглов, не чужой этому городу, активный, энергичный человек. Мне приходилось с ним контактировать ещё в 90-е гг. прошлого века. Поэтому, думаю, что он инновационную линию развития города продолжит (в том числе и в области водообеспечения) и существенно усилит.

Евгений ФЁДОРОВ

Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам

Александра Беглова можно назвать коренным жителем Санкт-Петербурга, причем с мощным патриотическим настроем и твердой жизненной позицией и идеями. В отношении губернаторов далеко не про всех такое можно сказать. Это явно не техническая фигура, а политик общероссийского масштаба с гигантским опытом.

Если Георгий Полтавченко занимался больше хозяйственно-развивающей стороной в городе, то новый глава Санкт-Петербурга привнёс мощную политическую составляющую как политик федерального масштаба. Для Питера – города трёх революций — это лидерство, на мой взгляд, чрезвычайно важно.

Для другого города, не имеющего столь внушительного исторического значения и соответственно настроенных жителей, это было бы, возможно, не существенным фактором, но Санкт-Петербург должен возглавлять именно лидер политического масштаба. В этом на данный момент и есть новый вклад Беглова.

Георгий Полтавченко, конечно, молодец, он очень хорошо организовал жизнь города, но исповедовал стиль незаметного губернатора. У Беглова стиль лидера-губернатора. Это иной подход, который, на мой взгляд, сейчас для Питера очень важен и полезен. Тут надо не просто обеспечивать хозяйство города. Надо обеспечивать политическое лидерство, которое в том числе и для жителей города очень важно.

В Санкт-Петербурге очень специфически креативное население, имеющее разные взгляды и подходы. Это не соревнование с Москвой (хотя оно тоже есть, и обойти Москву можно только с позиции лидерства).

Когда у города есть политический лидер, то люди и группы с разными взглядами это лидерство уважают и взаимодействуют между собой, учитывая его. Такое лидерство лежит в основе консолидации вообще всех процессов в городе. А что это даст дополнительные плюсы в конкуренции с Москвой – само собой разумеется. Но не это главное. Всё-таки объединить горожан, на мой взгляд, важнее, чем выиграть борьбу с Москвой.

Основная задача и миссия Беглова увеличить масштаб города в целом: это и инвестиции, и строительство, и инфраструктура, и метро. Для нового подобного витка и нужен «паровоз», который такой масштаб сможет тащить.

На мой взгляд, Питеру повезло, что такой политик как Александр Беглов оказался во главе города. С его энтузиазмом и весом возможности городского развития удвоятся и утроятся! Я как человек, родившийся в Питере, очень рад за свой родной город.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

Историк, профессор кафедры политологии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Ульфат Мустафин – человек в столице Башкортостана не новый. Он местный. А его трудовая биография как раз связана с городским хозяйством и начиналась чуть ли не с должности слесаря ЖКХ. Он прошел все уровни управления – и районный, и республиканский, где работал в администрации президента Рахимова. То есть новый мэр Уфы не теоретик, а практик, знающий не только городское хозяйство, но и конкретный город Уфу, в частности.

Общественное мнение принимает его хорошо. Наблюдатели уверены, что у него должно всё получиться. У Мустафина налажен контакт с новым главой республики, с которым они вместе работали и раньше. Поэтому не будет перетягивания каната, а будет помощь, опора, совместная деятельность. Это не значит, что не будет руководящей и направляющей со стороны главы региона Радия Хабирова – она есть. Руководитель республики регулярно бывает (и не просто как почётный гость) на заседаниях городского совета и периодически высказывает претензии.

Мы уже видим некоторые позитивные нововведения. Меняется транспортная схема, идет борьба с нелегальными перевозчиками, а таких оказалось весьма много. Ситуация налаживается. Маршруты не менялись десятилетиями, а город развивался, жители переселялись. Сейчас в этой сфере наводится порядок.

Появляется дополнительное освещение, а также создаётся более массовый, чем раньше, новогодний антураж.

Конечно, есть уже и трудности – это кадровые перестановки. Но такие вещи быстро не делаются. Оценивается эффективность руководителей муниципальных предприятий. Это нормальная работа мэра, который серьезно взялся за уфимское хозяйство.

Конечно, о каких-то значимых итогах говорить рано, но первые шаги вселяют надежду.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ

Политолог

Должность главы столицы Башкирии по условной «табели о рангах» вполне сопоставима с высшими должностями региона. Но несмотря на такой политический статус, бывший сити-менеджер Ирек Ялалов свои первые четыре годы на мэрском посту был малозаметной фигурой, без существенных достижений. Его взлет во многом связан с прошедшими в Уфе международными саммитами ШОС и БРИКС. Впоследствии Ялалов не без помощи региональных властей был поддержан на федеральном уровне, войдя в Совет по развитию местного самоуправления при президенте страны.

По итогам его муниципальной службы и избрания сенатором от республики в сентябре 2018 г. экс-глава города однозначно состоялся как публичный политик, но так и не проявил себя как эффективный управленец. Коррупционные скандалы вокруг администрации Уфы, спад инвестиций, огромный муниципальный долг в 10 млрд руб. и высокий уровень безработицы в 1,3% (по республике — 1,13%) – это то тяжкое бремя, которое досталось по наследству уже новому главе Уфы Ульфату Мустафину от прежнего руководства башкирским мегаполисом. Также ранее местные власти не сумели решить проблему качества дорог, что подтверждается низкой оценкой в 42,1 % опроса мнения уфимцев за 2017 г. К тому же по объему выбросов в воздух экологическая ситуация в Уфе пока остается хуже средней по Башкирии.

С другой стороны, Уфа сохраняет за собой лидерство среди муниципалитетов страны по демографическим показателям, в 2016 году город по естественному приросту населения (1,34%) занял первое место. На территории городского округа работает значительное число промышленных предприятий. За счет собираемых в столице республики налогов обеспечивается поступление в бюджет Башкирии порядка 30% (60 от 210 млрд руб.) всех средств. В целом Уфа относится к нефтехимическому, научно-образовательному, туристско-рекреационному и медицинскому кластерам, обладая развитой городской инфраструктурой.

Полагаю, что прошлое руководство Уфы недостаточно плотно работало с властями республики и в какой-то момент увлеклось чрезмерной самодеятельностью, что и привело к ухудшению социально-экономического состояния города и влезанию в огромные долги. Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения, что нынешний глава города Ульфат Мустафин наоборот будет ориентироваться на региональное правительство. Сегодня у местных и республиканских властей есть хорошая возможность сделать гораздо больше и действовать эффективнее будучи в единой общереспубликанской команде. Тем более новый руководитель Башкирии и глава Уфы вместе трудились в администрации президента, оба системные люди, встроены в региональную вертикаль.

В отличие от прежнего главы города, новый градоначальник непубличный политик, но опытный хозяйственник и управленец, имеющий за плечами руководящий опыт работы и на госслужбе, и в промышленных структурах. Отличительной чертой Мустафина является достаточно умеренный управленческий подход, при котором он не создает культа личности, как это делало бывшее руководство столичной мэрии, но постепенно налаживает каналы коммуникации с горожанами и местным бизнес-сообществом. Прежде всего задача Мустафина улучшить деловой климат в городе, привлечь дополнительные инвестиции, поддерживать муниципалитет на качественном уровне. Его первые шаги в этом направлении были достаточно осторожные: идет постепенная настройка системы управления столичной мэрией под нового руководителя, принимаются кадровые решения, но все это не скоротечный процесс.

Илдус ЯРУЛИН

Политолог, директор Института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, руководитель Хабаровского краевого отделения Российского общества политологов (РОП)

Смена регионального лидера, губернатора Хабаровского края, совпала со сменой градоначальника столицы региона. При этом новый губернатор, представитель ЛДПР, был избран во втором туре на волне протестного голосования.

Мэр же Хабаровска Сергей Кравчук, представляющий «Единую Россию», был избран без особых проблем в первом туре. Многие эксперты предрекали едва ли не коллапс власти в крае, однако его не произошло. Муниципалитеты – самостоятельные субъекты государственного устройства, хотя нельзя отрицать их зависимость от губернаторов. Определенная напряженность между региональной столицей и региональной властью – обычная ситуация. На сегодняшний день можно отметить отсутствие такой напряженности, поскольку выполнение предвыборных обещаний идет в одном направлении и у губернатора края, и у мэра Хабаровска. Пока руководители находят баланс в своих отношениях, которые способствуют решению как назревших и перезревших проблем, так и новых задач. Деятельность мэра Хабаровска Сергея Кравчука за рассматриваемый период получала в основном положительные оценки. Этому способствовал и активный ремонт городских дорог, многие из которых функционировали без надлежащего ухода почти 20 лет.

Совместно с губернатором Сергеем Фургалом принято решение о завершении строительства Тунгусского водозабора, что позволит обеспечить чистой водой значительную часть жителей города. Реконструирован и сдан в эксплуатацию стадион, на подходе еще один. Постепенно решается и проблема дольщиков. Власти, как краевые, так и городские, начали прилагать зримые усилия по решению проблемы обманутых дольщиков. В целом можно отметить повышение внимания муниципальной власти к функционированию городского хозяйства. В то же время прокуратура выносит определение в адрес руководителя дорожного хозяйства Хабаровска в связи с неготовностью к первым снегопадам в городе.

Поэтому прошедшие два месяца можно считать для Сергея Кравчука достаточно спокойным временем, когда ему удалось сконцентрироваться на решении хозяйственных вопросов. Главное же — отношения с региональной властью — пока стабильно неплохо. В то же самое время внутри аппарата мэрии отношения между новыми и прежними руководителями отделов и структур на сегодняшний день еще не сложились, что и не удивительно, слишком мало времени еще прошло. Лиха беда начало…

Время покажет, насколько удастся новому мэру руководство Хабаровском.

Андрей РУСАКОВ

Политолог, директор Центра европейско-азиатских исследований (г.Екатеринбург)

В принципе, пока все еще начинается. Одно дело — быть заместителем главы Екатеринбурга и даже вице-губернатором. Совсем другое – быть самим главой. Должность руководителя одного из крупнейший городов России – это политический пост, какими бы экономическими и жилищно-коммунальными вопросами он не сопровождался. В Екатеринбурге по факту произошла перезагрузка власти — «мягкий» уход команды Чернецкого-Тунгусова после управления в почти четверть века. Новый мэр Екатеринбурга Александр Высокинский любит играть в хоккей. И, продолжая метафору, хоть он и сам был ранее в полной мере членом прежней команды, в своем нынешнем амплуа играет уже в другой команде, с другими соратниками и другими тренерами. К этому тоже надо будет привыкать. В прежние времена Екатеринбург развивался на противопоставлении области как альтернатива. Даже можно сказать как позитив против негатива в информационном сопровождении прежних кураторов. Сейчас надо развивать Екатеринбург как значимую часть региона, где все в одной лодке. Говорим «Екатеринбург», подразумеваем «Свердловскую область». А это уже совсем другой хоккей, в который предстоит научиться играть.

На самом деле, Екатеринбург, а правильнее сказать его жители, уже давно испытывают столичные амбиции. За это и голосовали на выборах в городскую Думу, этого и хотят. С высоты областного полета Высокинский продвигал идею «Большого Екатеринбурга», агломерации муниципалитетов. Есть большой Екатеринбург сейчас или его нет, сказать сложно. И здесь тоже перепутье. И тоже начало процесса. В городе и было и будет много своих вопросов, которые нужно решать – эффективное управление муниципальной собственностью, экология, комфорт и т.д. Но в итоге всего развития в любом случае борьба за человеческий капитал, который и превращает обычные города в города, где хочется жить, работать и заводит детей. Нефти и газа здесь нет. Высокинский как мэр вошел «на крыльях» потенциального проведения всемирной выставки «ЭКСПО» в 2025 году в Екатеринбурге. Идея, возникшая во времена не особо успешного (и для руководителя, и для Свердловской области) губернаторства Александра Мишарина, продолжила свое существование несмотря ни на что. В прошлый раз Екатеринбург проиграл Дубаю. Сейчас Екатеринбург тоже заявку не выиграл, проиграв Осаке. Ну и ладно. Не в первой. Можно будет еще раз попытаться. Зато получено продвижение самого Екатеринбурга, поддержка его федеральным руководством страны как города, имеющего огромный потенциал. Развитие и процветание Екатеринбурга, откровенно говоря, не должно зависеть от крупных мероприятий или выставок, хотя и не плохо, если это получается. В этом и есть главный вызов и главная надежда – просто жить и развиваться, пусть даже без «Экспо 2025». Будущее покажет?

Фёдор КРАШЕНИННИКОВ

Политолог, публицист, общественный деятель (г. Екатеринбург)

Смена градоначальника Екатеринбурга не стала особенным событием для жителей уральской столицы. Её заметили разве что чиновники городской администрации. Администрация полностью ушла в себя, внутри идут какие-то перестановки, которые не оказывают влияния на жизнь в городе. Александр Высокинский – человек из старой команды, руководившей городом несколько лет. В самый разгар межвластных войн он фактически предал тех людей, с которыми много лет работал, и присягнул губернатору. Когда последнему удалось взять под контроль столицу, то Высокинский был возвращен в город, в кресло градоначальника.

Единственным значимым (с отрицательным индексом) событием для Екатеринбурга стал проигрыш города в борьбе за право проведения ЭКСПО. Все планы властей на будущее города были связаны с этим мероприятием. «Будет ЭКСПО, будет то…». Что будет, если никакого ЭКСПО не будет, недальновидные функционеры не пытались рассуждать. И произошло именно то, о чём рационально мыслящие люди догадывались. При этом Екатеринбург проиграл в конкурсе с таким счётом, что все рассказы чиновников о шансах заполучить ЭКСПО, получается, были враньём. Шансов в принципе не было, отставание от конкурентов оказалось слишком велико. Оказалось, что вся прежняя работа под лозунгом «вкладываем большие деньги для того, чтобы Екатеринбург получил ЭКСПО» оказалась откровенным очковтирательством. Даже президента Владимира Путина этим господам удалось ввести в заблуждение.

Теперь ситуация крайне тоскливая. Иного плана развития города кроме как с помощью ЭКСПО просто не было. Всё, что второпях смогли придумать в мэрии – пообещать реализовать запланированное и без проведения международного форума. Но совершенно непонятно на какие деньги это будет сделано? И будет ли вообще что-то делаться: никакого «плана Б» обнародовано не было. Ни одного заявления о планах развития города отдельно от ЭКСПО лично я не слышал.

Новый глава города периодически выступает с интервью и заявлениями, но в практическом смысле для жителей ничего не изменилось. Из речей градоначальника следует, что единственным своим избирателем он считает не горожан или депутатов гордумы Екатеринбурга, а главу региона, постоянно подчеркивает свою абсолютную лояльность губернатору. Эта покорность уже стала причиной анекдотического случая. Когда у Высокинского спросили, почему у него изменилась причёска, мэр признался, что постричься по-другому ему подсказал губернатор.

Думаю, что с таким руководством город может ожидать только стагнация. Так как конкуренция между ветвями власти с уходом Евгения Ройзмана и сменой формата муниципальной власти закончилась, больше никто ни за кем не следит, никто никого не контролирует.

Застой в городе кончится какой-то новой неизбежной войной, так как группы, которые вкладывали деньги в свержение старой городской верхушки, весьма разношёрстны, и в какой-то момент их интересы вновь разойдутся. Ведь и прошлое противостояние элит в регионе было замешано отнюдь не на политике: это была борьба за сферы влияния. А пока будет идти тихое освоение денег городского бюджета в интересах группы лиц, которые сейчас допущены к руководству городом, и на этом вся стратегия развития уральской столицы закончится.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

За рассматриваемый в рейтинге период глава Магадана Юрий Гришан стал участником целого ряда политических и управленческих провалов.

Если говорить про политические, то тут особенно бросается в глаза заявление Гришана о том, что Магадан поборется за звание столицы ДВФО. Очевидно, что Гришан, имеющий губернаторские амбиции, но утрачивающий свое влияние на фоне роста влияния Сергея Носова, столь откровенным популистским заявлением пытался привлечь к себе внимание. Задумка может и не совсем плохая: пообещать, что под руководством Гришана город преобразится так, что готов будет претендовать на статус столицы федерального округа. Хотя Магадан не может рассчитывать на звание столицы ДВФО даже исходя из своей площади и числа жителей. При этом Гришан не учел, что тема переноса столицы округа связана непосредственно с приходом ко власти в Хабаровске представителя ЛДПР Фургала и вписывается в кампанию Олега Кожемяко в Приморье, которая находится под особым контролем Кремля. В связи с этим в федеральном центре вряд ли могли поприветствовать подобную инициативу Гришана.

К управленческим провалам, помимо многочисленных жалоб жителей Магадана в социальных сетях на плохую уборку города после снегопада, можно отнести массовое отравление водопроводной водой жителей микрорайона Новая Веселая, причем инцидент попал в федеральные СМИ.

Если добавить сюда информацию о наличии серьезного конфликта между главой региона Носовым и Гришаном из-за разговора о формировании бюджета города, который закончился неудачно для Гришана, и о неспособности пресс-службы главы Магадана развенчать эти слухи, а также обсуждение в соцсетях факта, что двор Гришана убирают от снега лучше, чем другие дворы города, то можно зафиксировать, что позиции Гришана в последнее время ослабли.

Тимур УЖАХОВ

Доцент международного инновационного университета (г. Сочи)

Анатолий Пахомов уже много лет занимает должность градоначальника одного из самых знаковых городов России, что само по себе говорит о серьезных связях мэра в руководстве страны и влиятельных кремлевских покровителях.

И это несмотря на большое число скандалов, связанных со строительством, особенно в период подготовки Олимпиады 2014 года.

Пахомов сумел за годы своего правления установить устойчивый баланс между наиболее влиятельными силами в городе.

К наиболее проблемным вопросам, по-прежнему, относится большое количество незаконных застроек в городе, которые периодически вскрываются, поднимая череду громких коррупционных скандалов на самом высоком уровне городской администрации.

Сам же Пахомов всегда остается в стороне от претензий правоохранительных и надзорных органов, и его имя никогда не фигурирует в многочисленных уголовных делах.

Вторая группа рейтинга

Мэр Казани признан лучшим по итогам 2018 года - часть 1

Продолжение во второй части статьи …