Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

0
127

Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

6 ноября отмечается 5 православных церковных праздников:

  • Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
  • Скорбящая Божья Мать (Светец)
  • Преподобного Зосимы (Верховского)
  • Священномучеников Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева, пресвитера, мученика Алексия Нейдгардта
  • Святителя Афанасия I Константинопольского, патриарха

Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников

Содержание:

  • Мученика Арефы и с ним 4299 мучеников
  • Скорбящая Божья Мать (Светец)
    • Как появился этот праздник?
    • Традиции и обряды на праздник Русский светец
    • Приметы на 6 ноября
    • Традиции праздника
  • Преподобного Зосимы (Верховского)
  • Священномучеников Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева, пресвитера, мученика Алексия Нейдгардта
  • Святителя Афанасия I Константинопольского, патриарха

Когда в греческой земле царствовал Юстин1, а в Ефиопии – Елезвой, цари правоверные и благочестивые, тогда в земле Омиритской вступил на престол беззаконный царь, по имени Дунаан, иудей по рождению и по вере, хулитель Христова имени и великий гонитель христиан. Все советники его, слуги и воины были или евреи, или язычники, покланявшиеся солнцу, луне и идолам. Он старался изгнать всех христиан из своей области и искоренить в стране Омиритской самую память о великом Христовом имени. Ревностно преследуя Церковь Божию, он мучил и убивал верных, не покорявшихся его велениям и не хотевших жить по иудейскому закону.

Мученик Арефа и с ним 4299 мучеников пострадали за Господа Иисуса Христа в VI веке. Арефа был правителем города Неграна в Гравии, жители которого были христианами. Аравийский (или Омиритский) царь, иудей Дунаан, решив уничтожить христианство в стране, издал указ об убиении всех последователей Христа. Жители Неграна остались верны Господу, и Дунаан пришел с большим войском разорить город. У стен Неграна царские глашатаи возвестили, что Дунаан оставит в живых только тех, кто отречется от Распятого Галилеянина и Креста Его, который есть «знамение проклятия». Не сумев взять христианский город силой, Дунаан пошел на обман, поклявшись, что не будет принуждать христиан переходить в иудейство, а лишь обложит Негран данью. Жители города не послушались совета святого Арефы и, поверив Дунаану, открыли ворота.

Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

На другой день Дунаан повелел разжечь огромный костер, бросить туда всех клириков Церкви города, чтобы запугать остальных христиан. Так сожгли 427 человек. Правитель Арефа и другие старейшины были посажены в темницу. Затем мучитель разослал по городу своих проповедников, чтобы обращать христиан в иудейство. Сам же беседовал с приведенными из темницы жителями, говоря: «Я не требую от вас, чтобы вы отреклись от Бога неба и земли, не хочу, чтобы вы поклонялись идолам, но желаю только, чтобы не верили вы в Иисуса Христа, потому что Распятый был человек, а не Бог». Святые мученики на это ответили, что Иисус — Бог Слово, Вторая Ипостась Святой Троицы, для спасения людей принявший плоть человеческую от Духа Святого и Марии Девы. «Не отречемся от Христа, ибо Он для нас – Жизнь, а смерть за Него – приобретение», – заявили страдальцы Дунаану. Более четырех тысяч христиан-мужчин, женщин, стариков и детей – из города Неграна и окрестных селений приняли за Христа Спасителя мученическую кончину.

Скорбящая Божья Мать (Светец)

Народный праздник Скорбящая Божья Мать (Светец) отмечается 6 ноября 2018 года (24 октября – дата по старому стилю). В этот день верующие православной церкви почитают икону Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Название Светец праздник получил по причине девичьих посиделок, которые проходили под освещением лучин.

Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

Как появился этот праздник?

В XVII веке икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находилась на хранении в Преображенской церкви. В те времена в Москве жила сестра патриарха Иоакима Евфимия. Она страдала от болезни, которую никто не мог излечить – раны в боку. В 1688 году, после молитвы Пресвятой Богородице, ей послышался голос, который возвестил о возможном исцелении у образа «Всех скорбящих Радость». Евфимия, призвав священника с этой иконой в свой дом и совершив над ней молебен, избавилась от недуга. В память о сотворении чуда и был создан данный праздник.

Традиции и обряды на праздник Русский светец

Главные традиции 6 ноября — девичьи посиделки, включающие занятие рукоделием и песни с танцами и играми.

— Традиционно в этот день молодые незамужние девушки собирались на посиделки и занимались рукоделием. Происходило все это при свете лучины, оттого и сам день нередко называли Светцем. «Русский светец — отрада девиц», — говорили в народе. Считалось, что при свете лучины, выкованные узоры, травы и птицы, как бы подсказывали девице о душе суженого, о любви. Местом сбора являлась изба либо дом вдовы или пожилой женщины, которой платили деньги за съем комнаты. Платой выступали продукты (в основном овощи) либо предложение о летней отработке в огороде или поле.

— Посиделки состояли из двух частей. Первой частью была «урочная» работа — каждой из девушек ее мать давала «урок», то есть задание: сколько именно работы надо выполнить. Когда работа была выполнена, начиналась вторая часть: веселье, песни, сопровождаемые танцами и игры. В условленное время в избу приходили молодые парни, которые выбирали невест, а потом присылали в их дома сватов.

— Согласно поверью, если 6 ноября нечаянно разобьётся зеркало — быть большой беде. В народе считали, чтобы предупредить беду, напророченную разбившимся зеркалом, необходимо смести все осколки в одно место, расставить вокруг них на полу семь церковных свечей, зажечь их, обернуться трижды вокруг себя против часовой стрелки и задуть их одним разом. Веник, осколки и свечи выбросить в безлюдном месте или закопать. Пол вымыть, добавив в воду немного святой воды и самому принять душ.

Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

Приметы на 6 ноября

Если в этот день услышать сверчка, то в дом придет несчастье.

Если упасть в канаву, то жизнь будет долго длиться.

Если зажженная лучина начала трещать – к морозу.

Разбить зеркало в этот день – накликать на себя беду.

Если женщина, страдающая косоглазием, разобьет в доме тарелку, то в течение года в доме произойдет смерть.

Если в этот день человека до дома (подъезда) довела белая собака, то его ждет хорошая жизнь и денежное благополучие.

Традиции праздника

Традиционно в этот день молодые незамужние девушки собирались на посиделки и занимались рукоделием. Местом сбора являлась изба либо дом вдовы или пожилой женщины, которой платили деньги за съем комнаты. Платой выступали продукты (в основном овощи) либо предложение о летней отработке в огороде или поле.

Посиделки состояли из двух частей. Первая из них – это непосредственно дела по рукоделию. Вторая часть включала в себя веселье: песни, сопровождаемые танцами и играми. В условленное время в избу приходили молодые парни, которые выбирали невест и потом присылали в их дома сватов.

Преподобного Зосимы (Верховского)

Какой церковный праздник сегодня в России 6 ноября 2018 — отмечается 5 православных церковных праздников

По времени своей подвижнической жизни на земле преподобный Зосима (Верховский) (24 марта 1768 — 24 октября 1833) являлся современником преподобного Серафима Саровского.

Известно удивительное небесное предзнаменование подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Еще перед рождением его, отец будущего подвижника во время ночной своей молитвы услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». В детстве особенно занимали душу Захарии (так звали прп. Зосиму во святом. крещении) жития преподобных пустынников — когда мать читала вслух жития святых, он разгорался духом подражать им. Будучи еще шести-восьми летним отроком, часто убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: однажды во сне явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия. Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет.

Будучи по рождению дворянином, имел он наследственные земли и деревни, служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Собирался уже и жениться. Однако тайный голос совести предостерегал его. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он, прогуливаясь верхом на хорошей дорогой лошади, мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь да так сильно, что он пошатнулся на лошади, и в это время внятно услышал слова: «Ты пойдешь в монахи». Именно во времена его юности, во второй половине 1780-х годов, привел промысел Божий брянских отшельников под водительством иеромонаха Адриана в близлежащие Рославльские леса. Встреча с пустынниками произвела на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни блеск столицы, ни богатство помещичьей жизни. Весной 1789 года он вышел в отставку в чине поручика, отдал все свое имение родственникам и явился к рославльским пустынникам с намерением остаться там навсегда. Но умудренный опытом старец Василиск отправил его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, куда к тому времени перебрался жить их наставник отец Адриан. В Коневском монастыре (на Ладожском озере) и начал юный Захария свой монашеский путь под неусыпным оком великого подвижника, настоятеля отца Адриана. Там он был пострижен с именем Зосима, там началась его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной лесной келии под руководством переехавшего туда же старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на всенощное бдение, а в воскресение после литургии и трапезы в кругу братии снова удалялись в свое безмолвие. Но даже и этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был начальством на покой в Московский Симонов монастырь, испросили Василиск и Зосима дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 году покинули они Коневец. Много исходили подвижники дорог и весей, обошли многие монастыри и пустыни, в которых процветала среди монахов Иисусова молитва.

20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сестры молитвы во вновь построенных там келейках. Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвенного настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удаленности от мирской суеты. Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресение. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. Скончался отец Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму. Над его могилой в 1838 году возвели храм, посвященный, согласно его завещанию, Живоначальной Троице. Те, кого прославил Сам Господь на небе, прославляют со временем и здесь, на земле, с надеждой обрести новых молитвенников перед Престолом Божиим. В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного отца-пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября того же 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновлённой Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни 23 июля 2000 года. Четыре года спустя на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 октября 2004 года определено было всецерковное прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского.

Священномучеников Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского, Алексия Порфирьева, пресвитера, мученика Алексия Нейдгардта

Чествование памяти трех мучеников. Лаврентий (имя при рождении — Евгений Князев) был епископом, попал под массовые аресты пастырей и был расстрелян вместе со священником Алексием Порфирьевым и Алексеем Нейдгардтом.

Святителя Афанасия I Константинопольского, патриарха

Празднование памяти Константинопольского патриарха Афанасия I (имя при рождении — Алексий) родом из Адрианополя. Обладал даром чудотворения. Последние годы жизни посвятил себя иноческим подвигам. Прожил 100 лет.