Афон в украинских красках

0
1

Афон в украинских красках

Живописный репортаж

Афон — это полуостров-гора, в системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Въезд прекрасной половине человечества на Афон был запрещен более тысячи лет тому назад. Женщины также не могут приближаться ближе, чем на полкилометра, к побережью полуострова.

В. Красёха написал картины всех двадцати монастырей Афона и портреты священнослужителей. В результате получился такой живописный репортаж.

Заслуженный художник Украины пришел к вере подобно многим из нас: жена страдала онкологическим заболеванием, он нигде не мог найти покоя. Василий встретил поддержку в церкви, батюшка приходил к больной, часто служил молебны, соборовал, причащал жену. А когда супруга умерла, мировоззрение самого живописца изменилось, возникала мысль даже уйти в монастырь. Он стал много ездить по обителям, жил там, рисовал.

Поездке художника на Афон предшествовали четыре паломничества на Святую Землю — в Иерусалим. Также были написаны работы «Православные монастыри Украины», в количестве сорока полотен, которые хранятся в Крестовоздвиженском монастыре на Волыни. Перед этим была серия работ «Архитектурные достопримечательности Прикарпатья и Буковины». Поездки в Иерусалим Василий К начал писать иконы. Учился даже в иконописной школе, действующей при Киево-Печерской Лавре. Сейчас работаю над календарем, на каждый месяц года выбираю и пишу какую-то икону.

В 2011 г Василий впервые отправился на Афон и посети десять монастырей, сделал первые зарисовки. И все же было желание посетить все монастыри, и ему удалось дополнить свои впечатления в 2016 г. Художник жил по три дня в каждом монастыре. Результатом поездки стала серия картин.

Ничего случайного

По мнению художника, Афон, место действительно удивительное.

— Как только я приезжал, устроился и сразу же приступал к работе, — продолжает мастер. — Искал хорошее место и основу полотен делал в первый день пребывания в каждом из монастырей, а на следующий день уже завершал работу. Вдохновение было всегда. Прежде всего, у меня было увлечение как художника, ведь там прекрасные пейзажи, архитектура, храмы, старинные башни, каливы (жилые постройки монахов) и удивительные внутренние дворики! Храмы как и похожи между собой, но каждый имеет свои особенности. И все это сохранено в первозданном виде, почти не перестроено.

Пребывание на Святой Горе требовало и определенной духовной настроенности — обязательно был на богослужениях, жил в том ритме, который там — ранние подъемы, молитва. Там особый дух — святыни, чудотворные иконы, старинные фрески, ночная темнота храма постепенно меняется на свет…

Монахи относились к моей работе сдержанно и деликатно, чтобы не помешать мне. Конечно, была и любопытство, но с уважением. И я в свою очередь не добивался откровений от старцев. Очень вдохновляет сама атмосфера умиротворенности, их труда, непрестанной молитвы. Как уже говорил выше, на Афоне ничего нет случайно. Вот бывает, приедешь и не знаешь, куда обратиться, а тебе попадается тот, кто знает, понимает язык и помогает. Было так: не знал, как пройти к одному из монастырей, иду — вижу монах. Обращаюсь к нему, а он понимает русский язык, хотя сам грек. Он указал дорогу в монастырь и источники с целебной водой, я начал делать зарисовку, оглянулся, а его уже и нету.

Афон особое место. Здесь никаких развлечений — только молитва и покой. И кто попадает туда, обязательно меняется. Афон побуждает к переоценке ценностей, к изменению внутреннего состояния. Паломничество к святым местам всегда элемент личного чуда, большого и явного или очень личного и незаметного. Чудесное в поездках бывало на каждом шагу, в каждом монастыре. Но больше всего запомнилось мне вот что. Не рассчитал с красками, и у меня заканчивались белила, а еще было впереди три монастыря. Белая краска для художника — основа.

А где на Афоне купишь краски?

Нигде. Приезжаю в очередной монастырь, подходит ко мне монах из братии и говорит: «У нас здесь раньше работали художники и кое-что оставили, возможно, вам понадобится» и дает мне сумку. Я открываю — а там краски, остатки желтой, красной, коричневой … А внизу — почти целый тюбик с белой краской. Так мне и удалось спокойно закончить работу.

Увидеть сегодня Афон может каждый: ведь есть интернет, видеоролики и множество фото. Но они не передают то, что может увидеть живописец. Когда художник работает, то все просеивается через его собственную душу.

Афон в украинских красках

Афон в украинских красках

Афон в украинских красках

Фото из открытых источников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here