В Центробанке сравнили «Кэшбери» с пирамидой МММ

0
138

В Центробанке сравнили "Кэшбери" с пирамидой МММ

Группа компаний «Кэшбери», в работе которой Центробанк увидел признаки финансовой пирамиды, сделала ставку на активное привлечение клиентов через соцсети, и от этого пострадало несколько десятков тысяч человек, рассказал в интервью РИА Новости директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях.

В конце сентября ЦБ передал в Генпрокуратуру и МВД информацию о группе российских и иностранных компаний, действующих под брендом «Кэшбери». Среди «явных признаков финансовой пирамиды» регулятор назвал деятельность, основанную на принципах сетевого маркетинга, обещания завышенной доходности и агрессивную рекламу в СМИ и соцсетях.

Через две недели глава компании Артур Варданян объявил, что «Кэшбери» уходит на перерыв до ноября и потому приостанавливает ввод и вывод средств.

Без денег, без друзей

«По нашей предварительной экспертной оценке, потенциальный ущерб может быть более миллиарда рублей, от деятельности мошенников пострадало несколько десятков тысяч человек. Точнее сейчас сказать сложно – и во время нашей работы, и даже сейчас в проект вовлекались новые люди», — сказал Лях, комментируя потенциальный ущерб от пирамиды.

По его словам, ЦБ получал сигналы о «Кэшбери» от региональных подразделений — они сообщали о появлении организации, которая активно рекламирует себя, рассказывает, что предоставляет финансовые услуги, хотя никаких признаков реальной деятельности не было.

Лях также сравнил масштабы «Кэшбери» и МММ. Он отметил, что обе пирамиды действовали по всей стране, но «Кэшбери» меньше затрагивала крупные населенные пункты, города-миллионники.

«МММ рекламировали из каждого телевизионного ящика, но при вовлечении в нее не были так задействованы личные контакты, когда люди активно агитируют вкладываться в пирамиду родственников и знакомых», — сказал  глава департамента ЦБ.

«Кэшбери» же больше использовала такой подход, особенно за счет развития соцсетей, которые дают больше возможностей для общения, позволяют отправлять друзьям рекламные ссылки.

«Современные методы воздействия, которыми пользуются мошенники, к сожалению, подрывают доверие не только к финансовой системе, но и к людям, друзьям, знакомым, близким, и с человеческой точки зрения это страшнее. Человек остается и без денег, и без друзей», — посетовал Лях.

При этом, добавил он, большого вала жалоб на «Кэшбери» не было. «Не все успели осознать, что потерпели убытки, – срок выплат по предлагаемым псевдоинструментам растянут на год и более», — пояснил собеседник агентства.

Суд

Прокуратура провела проверку группы и в конце сентября направила в Первомайский суд Ростова-на-Дону иск о блокировке сайтов «кэшбери.рф» и «www.cashbery.com» на территории России.

Группа «Кэшбери» позиционирует себя как инвестиционная p2р-платформа, которая позволяет клиентам выдавать займы друг другу. Артур Варданян на сайте платформы указан как собственник идеи и всех разработанных площадок и продуктов холдинга. В группу также входят микрокредитная компания «Варшава», ООО «Кэшбери» и зарегистрированная в 2016 году в Великобритании PLC «Cashbery Limited». Головной офис холдинга находится в Дубае, говорится на сайте.