Гейзеры на Европе могут оказаться фикцией, заявляют астрономы

Гейзеры на Европе могут оказаться фикцией, заявляют астрономы

Длительные наблюдения за Европой, потенциально обитаемым спутником Юпитера, заставили ученых усомниться в том, что на ее поверхности периодически рождаются гигантские выбросы гейзеров. Об этом рассказали планетологи, выступавшие на ежегодной встрече Американского астрономического сообщества в Ноксвилле.

«Мы изучили данные, которые зонд «Галилео» собирал во время пролетов над теми двумя точками, где «Хаббл» и другие телескопы зафиксировали выбросы гейзеров. Мы не нашли ничего особенного в этих зонах, никаких «полыней» или других источников тепла. Это было крайне удивительно, так как все выбросы гейзеров на Энцеладе сопровождаются подобными следами», — заявила Джулия Рэтбан (Julie Rathbun) из Планетологического института в Тусоне (США).

На Европе — одном из четырех крупнейших спутников Юпитера, открытых еще Галилеем, под многокилометровым слоем льда существует океан жидкой воды. Ученые считают океан Европы одним из вероятных прибежищ внеземной жизни. В последние годы астрономы выяснили, что этот океан обменивается газами и минералами со льдом на поверхности, а также подтвердили наличие в нем веществ, необходимых для существования микробов.

Первые возможные следы существования гейзеров на Европе были найдены еще в 2012 году, когда американский астроном Лоренц Рос (Lorenz Roth) обнаружил на ультрафиолетовых фотографиях Европы, полученных при помощи «Хаббла», следы необычных «светлых пятен» в районе южного полюса планеты. Рос и его команда посчитали эти пятна извержениями гейзеров, поднимающихся на высоту в 200 километров от поверхности Европы.

Эти наблюдения привлекли внимание ученых из НАСА, и они провели в 2014 году несколько дополнительных сессий наблюдений за этой луной, в ходе которых «Хаббл» зафиксировал три эпизода извержения гейзеров. Два года назад ученые нашли новые намеки на их существование, наблюдая за изменениями в ультрафиолетовом сиянии Юпитера, порожденные выбросами воды с Европы.

Позже планетологи нашли новые следы существования этих выбросов, анализируя данные, собранные аппаратом «Галилео» в декабре 1997 года, когда автоматическая станция НАСА опустилась к поверхности луны Юпитера в той точке, где были найдены гейзеры на снимках «Хаббла».

Рэтбан и ее коллега Джон Спенсер (John Spencer) из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (США) изучали свойства этих гейзеров, анализируя эти данные и сопоставляя их с замерами зонда «Кассини», изучавшего Энцелад, спутник Сатурна. Он неоднократно пролетал над «тигровыми полосами», долиной гейзеров на южном полюсе этой луны «властелина колец», а также изучал их выбросы.

Сопоставление данных «Кассини» и «Галилео» неожиданно указало на то, что гейзеры на поверхности Европы могут оказаться фикцией. В тех точках, где они предположительно находились гейзеры, лед Европы был столь же холодным, как и в других регионах ее поверхности.

«Все это говорит о том, что или гейзеры Европы имеют какой-то уникальный характер, отличающий их и от земных горячих источников, и от их «кузенов» на Энцеладе, или же говорит о том, что они не существуют или происходят крайне редко», — заключает Рэтбан.