Рост экономики Китая снизился до самого слабого уровня с 2009 года

0
90

Экономический рост Китая в третьем квартале снизился до минимального уровня с начала мирового финансового кризиса, что требует от Пекина активизировать политическую поддержку, поскольку начали сказываться многолетняя кампания по урегулированию долговых рисков и торговая война с США, пишет reuters.com.

Китайские власти стараются сориентироваться среди множества проблем, между тем, опасения в связи с торговой войной вызвали спешные распродажи со скидкой на внутренних фондовых рынках и резкое понижение юаня к доллару, что усиливает обеспокоенность перспективами роста.

Экономика выросла в третьем квартале на 6,5% по сравнению с прошлым годом, это медленнее, чем 6,7% второго квартала. Показатели ВВП – самые слабые по росту в годовом исчислении со времени первого квартала 2009 года, вершины мирового финансового кризиса.

«Тенденция к снижению усиливается несмотря на обязательства китайских властей содействовать внутренним вложениям для поддержания экономики. Внутренний спрос оказался более слабым, чем неожиданно сильный экспорт», — сообщает Кота Хираяма, старший экономист по развивающимся рынкам SMBC Nikko Securities в Токио.

После очередного сильного снижения на китайских биржах в четверг политики попытались успокоить рынки, управляющий центробанком И Ганг объявил, что наблюдаемые колебания биржевого рынка в значительной мере обусловлены настроениями инвесторов, и стоимость ценных бумаг не соответствует положениям экономики. После падения более чем на 1% утром в пятницу Шанхайский сводный индекс SSEC, следуя этому заявлению, вновь оказался в плюсе.

На снижение роста в третьем квартале повлияло сильно ослабевшее с февраля 2016 года промышленное производство, поскольку производители автомобилей в условиях снижения продаж урезали выпуск продукции более чем на 10%.

«Показатель 6,5% определенно ниже наших общих ожиданий. Ослабление в основном исходит из второстепенной промышленности, особенно заметно — из обрабатывающей. Возможно, мы пересмотрим наш прогноз на четвертый квартал», — сообщает старший экономист ANZ в Гонконге Бетти Ванг.

Примечательно, что уже второй подряд квартальный рост пересматривают в сторону снижения по сравнению с предыдущим, полагая, что экономика вошла во вторую половину года с меньшим импульсом, чем ожидали многие аналитики.

Последние экономические показатели свидетельствуют о том, что внутренний спрос падает при небольшой активности предприятий по инфраструктурным вложениям, так как меры против более рискованных займов, предпринимаемые в течение ряда лет, подняли размеры долга компаний.

До опубликования показателей эксперты предполагали, что годовой рост в Китае составит 6,6%, вполне соответствуя намеченной цели в 6,5%, а в 2019 году составит 6,3%. Но, исходя из реальных данных, некоторые говорят о возможности даже более серьезного замедления в будущем году.

«Если смотреть в будущее, экономический прогноз не оптимистичен в отношении экспорта, который сталкивается с продолжающейся торговой войной. Рост ВВП в будущем году, похоже, замедлится до 6 – 6,2%», — полагает аналитик из Hwabao Trust Shanghai Най Вен.

Пекин и Вашингтон в последние месяцу ударяют друг по другу тарифами, а намерения провести торговые переговоры с целью разрешения разногласий застопорились, слабеющие экономика и валюта Китая оказываются в итоге под давлением.

Китайский экспорт в сентябре неожиданно прорвался на более высокий уровень, в основном за счет авансовых поставок, с тем, чтобы обойти наиболее жесткие требования США. Однако, усиление продаж создало высокий уровень профицита с США, что чревато дальнейшим обострением противоречий между двумя сильнейшими экономиками.

Сталкиваясь с ослабевающей экономикой, биржевые рынки колеблются, юань испытывает давление, политики отдают приоритет снижению рисков роста путем постепенной либерализации денежной и налоговой политики. На прошлой неделе Центробанк объявил о снижении в этом году коэффициента резервных требований (RRR), активизируя тем самым свои действия по снижению финансовых издержек предприятий в экономической ситуации, сложившейся в связи с торговыми разногласиями с США.

Меры по поддержке представляются все более вероятными по мере того, как Китай начинает испытывать в полной мере бремя торговой войны с США. «Экспорт еще не разрушен, но китайская торговля, вероятно, сократится из-за китайско-американского торгового конфликта, — считает Хираяма. – Предполагаем, что пагубное воздействие напряженности в торговле прояснится по показателям начала следующего года».