Мелитопольцы через год смогу получать двойную пенсию

0
177

Мелитопольцы через год смогу получать двойную пенсию

Нынешняя пенсионная реформа предусматривает много нововведений. Одним из них является внедрение второго уровня системы пенсионного обеспечения, то есть накопительных пенсий, которые должны появиться уже с 1 января 2019 года. Однако инициатор изменений Кабинет министров до сих пор не изложил ее видение в соответствующем законопроекте.

Вместо правительства сделать это успели народные депутаты. Так, в парламенте зарегистрирован проект закона №6677 под авторством 59 народных избранников. В нем они детально объясняют, как Украине лучше внедрить накопительные пенсии и прописывают соответствующий алгоритм. Документ уже одобрен профильным комитетом и включен в повестку дня Верховной Рады восьмого созыва.

 Сайт NEWSONE.ua разбирался, что же нового предлагают народные депутаты, как появление накопительных пенсий повлияет на жизнь украинцев и реально их внедрить в Украине.

Накопительная пенсия обязательна, но не для всех

Итак, сейчас украинцы живут по принципу солидарной пенсионной системы. Иными словами каждый гражданин ежемесячно отчисляет из своей зарплаты 22% единого соцвзноса, которым в том числе обеспечивается деятельность Пенсионного фонда. К слову, проект бюджета на 2019 год предусматривает дефицит ПФУ в размере 166 миллиардов гривен. А согласно последним данным Минсоцполитики в Украине сейчас 12 миллионов пенсионеров.

Однако если человек по каким-то причинам не доживает до пенсии, то полагающиеся ему деньги просто "сгорают". Их нельзя забрать раньше, перечислить родным или использовать каким-либо другим способом. В связи с этим и встал вопрос о внедрении второго уровня пенсионного обеспечения – накопительной систему пенсий.

Законопроект №6677 определяет накопительные пенсии, как обязательные для всех граждан, которым не более 35 лет. Но старшие и достигшие 16-летнего возраста украинцы, а также постоянно проживающие в Украине иностранцы, тоже имеют на них право. Депутаты предлагают, чтобы с 1 января 2019 года сами сотрудники или их работодатели отчисляли 2% с зарплаты. Каждый год эта ставка будет увеличиваться на один процент, пока не достигнет отметки в 7%.

Если бы эта система работала уже сегодня, то украинец-мужчина со средней зарплатой в 10 000 гривен мог бы получать вторую пенсию в размере 10,2% от заработной платы — 1 020 гривен. Женщины в подобных условиях могут рассчитывать на 7,3% от зарплаты или 730 гривен из-за того, что они живут дольше.

Размер второй пенсии зависит от многих факторов, начиная от общей экономической ситуации в стране, и заканчивая размером инфляции. В этом случае нужно помнить – чем меньше зарплата и больше инфляция, тем меньшим будет размер пенсионных выплат.

Депутаты решили привязать систему к децентрализации. Когда украинцы смогут накапливать пенсии не в едином государственном фонде, а в частных пенсионных фондах. Они же в свою очередь могут инвестировать эти деньги в государственные ценные бумаги, к примеру.

Пенсионному фонду здесь выделили роль администратора. Простыми словами – он будет собирать деньги украинцев, и распределять их по выбранным ими частным фондам. При этом раз в год каждый гражданин имеет право бесплатно поменять пенсионный фонд без какой-либо потери денег.

В отличие от солидарной пенсионной системы, люди смогут распоряжаться своими накопленными деньгами. Раньше времени потратить сбережения можно в случае лечения тяжелого заболевания, покупки недвижимости в ипотеку или же обучения детей.

Помним, что в случае смерти не дожившего до пенсии гражданина, его выплаты "сгорают". В случае со второй пенсией дела обстоят по иному. Законопроект предусматривает процедуру унаследования накопленных денег.

Как это работает в Европе?

Франция

Накопительная система в стране это страховые взносы, которые граждане в период работы, делают в так называемые пенсионные кассы — Arrco и Agirc. Это в свою очередь дает человеку право зарабатывать баллы, количество которых умножается на их фиксированную стоимость после увольнения. Если считать общую сумму, то французы таким образом могут получить до 80% от своего заработка. Отметим, что система накопительных пенсий в данном случае является обязательной для работодателя, но добровольной для наемного работника.

Эстония

Здесь вторая пенсия обязательна для всех граждан и была внедрена в 2002 году. Однако обязательно копить свою будущую пенсию должны граждане, которые родились после 1983-го. Все остальные имеют право выбора – присоединяться к этой системе или нет.

Работает накопительная пенсия по системе обязательных отчислений – 2% удерживается из зарплаты гражданина, и еще 4% платит работодатель. Итого, каждый месяц на личный счет эстонца в банке-хранителе поступает 6% от его зарплаты. Финансовое учреждение имеет право инвестировать эти деньги в акции или облигации, чтобы их не "съела" инфляция.

Норвегия

Норвежская накопительная система имеет несколько видов, которые не слишком отличаются друг от друга. Первый ее вариант предусматривает отчисления из зарплаты в размере 2-7%, которые инвестируются в определенные проекты. Выплаты в этом случае начинаются по достижению гражданином 62 лет. Согласно второму виду условно накопительной пенсии, в случае наличия полного накопительного стажа (30 лет) работник получает 66% заработной платы, которая ему выплачивалась перед выходом на пенсию. В третьем случае пенсия-гибрид предусматривает отчисление работодателем фиксированного процента на счета пенсионных отложений, а сотрудник ни о чем не переживает.

Насколько это выгодно простым украинцам?

Эксперт Реанимационного пакета реформ Александр Ткач выразил уверенность, что законопроект №6677 является позитивным для Украины и вполне реализуемым. В его основу заложен опыт негосударственных пенсионных фондов, которые эффективно работают в Украине уже 14 лет. В западных странах эта модель работает еще с окончания Второй мировой войны.

Тем не менее, он подчеркнул, что Верховной Раде нужно скорее перейти к его принятию, так как до внедрения системы второй пенсии осталось всего 2,5 месяца, а документ должен пройти первое чтение, процесс внесения поправок и окончательное утверждение во втором чтении.

По его словам, в рамках гарантий сохранения пенсионных накоплений нужно рассматривать два момента. Первый это инвестиционные инструменты, которые обеспечивают доходность и возвращение денег. На начальном этапе деньги могут быть вложены только в государственные ценные бумаги, или же частично выведены за границу и вложены в акции крупных фондовых бирж. Здесь нет рисков невозврата денег. 70-80% этих инструментов имеют фиксированную (гарантированную) доходность, что обеспечит сохранность (возвратность) накоплений, а другие 20-30% имеют рыночную доходность, что обеспечит прирост накоплений. Хотя последним и присущи колебания биржевых цен как в сторону роста (на подъеме), так и падения (в кризис). Второй момент – эффективное государственной регулирование. То есть регулятор должен не только "присматривать" за процессом, но и иметь "карательную" функцию, что позволит людям точно получить свои выплаты.

Тем не менее, есть здесь и существенный недостаток — нужно более активно подключать работодателя. Сейчас все выплаты намерены возложить на работника, но лучше делать это постепенно или же поделить их между сотрудником и компанией.

"Время, когда начнутся первые выплаты, зависит от того, какой круг людей будет допущен к этой системе. Пока в документе идет речь о том, что все, кому на момент запуска системы не исполнилось 50 лет, будут в нее допущены. Тот же 50-летний украинец должен несколько лет делать вклады в частные пенсионные фонды, чтобы получить вторую пенсию", — указал эксперт.

В будущем человек будет получать две пенсии с двух независимых источников. В солидарной системе деньги накапливаются, а затем разделяются между всеми из "общего казанка". В накопительной системе человек персонально их копит, и фонд персонально их разделяет. К примеру, в таком случае человек может получить 3 000 гривен солидарной пенсии и 1 000 гривен накопительной.

Ткач предположил, что государство может в будущем создать систему тестирования доходов и привлечь сюда Пенсионный фонд, чтобы видеть весь доход граждан. Это может повлиять на процесс назначения субсидий, так как будет считаться общий доход, а не только солидарная пенсия, которая сама по себе может быть маленькой, но с учетом второй доступ к льготам на услуги ЖКХ уже будет невозможен. Но это заработает только через несколько лет, когда начнутся первые выплаты.

Как видим, предлагаемый Радой документ воплотил в себе мировую практику накопительной системы пенсий. Поэтому, волноваться украинцам за свои деньги нечего, а осталось только дождаться его воплощения в жизнь.

Автор: Мария Бабич

Мелитопольцы через год смогу получать двойную пенсию