«Химия» в облегченной версии

0
140

«Химия» в облегченной версии

Накануне Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, предусматривающие сокращение сроков фактически отбытого наказания, после которого возможна замена лишения свободы принудительными работами.

Заместитель министра юстиции Юрий Любимов напомнил, что законопроект разработан для реализации поручений президента РФ Владимира Путина, которые он по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества. Цель подготовленных изменений — повышение эффективности мер социальной адаптации осужденных.

По словам заместителя министра, в итоге должно увеличиться количество трудоустроенных осужденных. Сейчас в стране действует 12 исправительных центров и 17 исправительных участков. По данным ФСИН, в конце сентября лимит их наполнения составляет 2351 человек.

Любимов пояснил, что это будет не совсем «химия» (официальное название условно досрочное освобождение (УДО)), существовавшая при советской власти, когда заключенный был обязан жить в специальном общежитии и работать на определенном предприятии. А ее, так сказать, облегченная версия.

Председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, в свою очередь, обратил внимание на то, что изменения решают несколько задач. Они позволят удовлетворить требования взыскателей в части возмещения вреда, будут способствовать повышению трудовой занятости и, наконец, позволят освободить места лишения свободы.

По словам Крашенинникова, происходит корректировка. Переводить на «химию» будет возможно после фактического отбывания не менее одной четвертой срока наказания (сейчас одна треть) осужденными за совершение преступления небольшой и средней тяжести, тяжкого — не менее одной трети срока (сейчас половина) и особо тяжкого – не менее половины срока (сейчас две трети).

Но депутатов обеспокоило, а не станут ли подобные центры своеобразными курортами для избранных?

Любимов заявил, что это не так. По его словам, УДО не является уделом избранных. Речь идет об общей возможности смягчения наказания, которое, в свою очередь, подкрепляется всеми гарантиями, существующими в уголовно-исполнительном, уголовном и процессуальном законодательстве.

Крашенинников, в свою очередь, заметил, что процедура уже существует и сегодня. По его словам, «весь курорт назначается судом».

Оппозиционные фракции отнеслись к инициативе правительства достаточно осторожно. Так, Алексей Куринный (КПРФ) поинтересовался, а ляжет ли на плечи государства создание таких центров?

Любимов ответил, что центры — федеральные казенные учреждения и создаются правительством за казенный счет.

В то же время Олег Нилов («Справедливая Россия») заявил, что фракция не будет поддерживать этот законопроект. В этой области, по его мнению, и так есть большое количество несправедливости. Депутат напомнил о банкирах, которые украли миллиарды. В итоге они и сейчас получают небольшой срок. А теперь предлагается оставить им лишь полсрока, а это может быть всего год, два. По мнению Нилова, тот, кто претендует на условно-досрочное освобождение, должен в большей части компенсировать причиненный ущерб.

В то же время частичная компенсация — возможность для преступников, не сильно мучась, вернуться к своим спрятанным миллиардам, а потом спокойно жить, ни в чем себе не отказывая. Парламентарий считает, что сегодня самая большая несправедливость, когда за это отделываются «легким испугом».

«Справедливая Россия» предлагает, чтобы осужденные компенсировали материальный ущерб стране и гражданам в полном объеме или большую часть присужденной суммы. Но эта инициатива фракции в итоге «единороссами» поддержана не была.

Законопроект должен вступить в силу с 1 января 2019 года.