Павильону «Центросоюз» на ВДНХ вернут исторический облик

0
163

Павильону «Центросоюз» на ВДНХ вернут исторический облик

Павильон № 61 «Центросоюз» на ВДНХ ждет реставрация, сообщил руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

«Специалисты восстановят утраченный лепной декор и барельефы с изображением рабочих и крестьянок, символизирующие торговые связи между деревней и городом», – сказал А. Емельянов.  

Здание, расположенное на Липовой аллее справа от фонтана «Каменный цветок», построено в 1954 году по проекту архитекторов Рудольфа Кликса и Бориса Виленского.

Экспозиция павильона должна была отражать роль потребительской кооперации в экономике СССР, целью которой было установление и развитие товарной связи между городом и деревней.

С 1959 по 1963 год павильон носил имя «Атомная энергия в мирных целях», затем сменил его на «Механизацию сельского хозяйства СССР».

С 1964 по 1992 год он назывался «Легкая промышленность». Сейчас в здании располагаются административные помещения ВДНХ.

Павильон возведен в стиле сталинского ампира, но в убранстве присутствуют и элементы древнерусского зодчества. Здание венчает башня-шатер с множеством кокошников – архитектурных деталей, напоминающих традиционный русский женский головной убор.

Башню украшает золоченый шпиль с серпом и молотом на конце. Внизу он окружен металлическим венком из снопа колосьев со звездами и лентами.

Главный вход отделан витражами из прозрачного стекла, обрамленными ажурным металлическим декором. Они также выполнены в стиле древнерусского зодчества. Центральный вход оформлен двумя полуколоннами с лепным резным узором.

На пилонах (массивные выступы фасада, обрамляющие главный вход) возвышаются две скульптуры – «Колхозница со снопом» и «Рабочий с разводным ключом», олицетворяющие город и деревню.

Колхозница изображена стоящей справа от большого снопа пшеницы, она держит в левой руке несколько колосков.

У рабочего на правом плече находится разводной ключ, мужчина опирается на установленную позади наковальню, у основания которой изображена шестеренка. Такие образы были типичными для сталинского ампира.

Изначально над главным входом можно было увидеть картуш – декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с эмблемой Центросоюза – буквами Ц и С.

Стены центрального фасада украшали два барельефа с фигурами колхозниц и рабочих в окружении колосьев пшеницы, кувшинов с молоком, овощей, фруктов. Скульптуры продолжали тему торгового взаимодействия города и деревни.

Кроме того, на фасадах можно было увидеть лепные гирлянды из овощей и фруктов, цветочные гирлянды и розетки.

К углам здания примыкали два фонтана, чаши которых были выполнены в виде керамических ажурных шаров с изображениями овощей и фруктов. До наших дней сохранился только один.

Стены павильона были кремового цвета. Весь лепной декор, в том числе кокошники, а также фонтаны, архитекторы выделили терракотовым цветом, а скульптуры и барельеф были белые.

«В 1950-х годах декор фасадов павильона был значительно богаче. В 1960-х, когда на смену сталинскому ампиру пришел модернизм, началась борьба с так называемыми излишествами в архитектуре. С фасадов павильона № 61 исчезли гирлянды, картуш и барельефы, стены и декоративные элементы выкрасили в светлые тона. В 1970-х годах к дворовому фасаду пристроили арку из темного стекла. Реставраторы вернут былое великолепие павильону, и скоро москвичи вновь увидят его таким, как задумал автор», – заверил А. Емельянов.

Павильон «Центросоюз» – объект культурного наследия федерального значения, поэтому проект реставрации был согласован с Мосгорнаследием, все работы будут проходить под его контролем.

Реставраторы изучили архивные документы, чертежи и фотографии, чтобы полностью воссоздать исторический облик павильона 1954 года.

Как отметил А. Емельянов, стеклянную пристройку уберут, вернув зданию первоначальную планировку. Затем укрепят фундамент и кирпичную кладку здания, заделают трещины на стенах, заменят кровлю и систему водостока. В мастерских воссоздадут утраченные лепные элементы и барельефы из цемента.

Главный фасад покроют специальной штукатуркой, которая позволит создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. Ветхое бетонное основание скульптур заменят, фигуры приведут в порядок.

Шпиль, фигуру серпа и молота, а также металлический декор витражей покроют новым слоем позолоты. Оставшуюся чашу фонтана-шара отреставрируют, а утраченную воссоздадут по сохранившемуся образцу.

На завершающем этапе работ фасады выкрасят в первоначальные цвета. Реставрацию павильона планируют начать в этом году.

Напомним, масштабное возрождение ВДНХ началось в 2014 году. С тех пор отреставрировали 11 объектов культурного наследия. Работы ведутся еще почти в 40 исторических зданиях и сооружениях.

 

ВДНХ посещают более 20 млн человек в год

 

На ВДНХ отреставрировали главный вход

 

Главные объекты реставрации на ВДНХ

 

Фасадам павильона «Земледелие» вернули исторический облик