Грибаускайте уходит, но стремится оставить достойную смену

0
147

Грибаускайте уходит, но стремится оставить достойную смену

Грибаускайте уходит, но стремится оставить достойную смену

Главная интрига 2019 года в Литве – кто станет новым президентом после выборов в мае? И вторая интрига – куда направит свою бурную энергию уходящий президент Даля Грибаускайте?

Заканчиваются два срока президентства весьма заметной даже на европейском политическом ландшафте Д. Грибаускайте, которая отточила русофобскую политику Литвы, можно сказать, до совершенства. Это она публично назвала Россию «террористическим государством». Это она на всех международных площадках зовет НАТО присутствовать в Литве. Это она призывает «обеспечить постоянную готовность альянса к отражению исходящей с Востока угрозы, обеспечить быстрое и эффективное военное подкрепление, военную мобильность, региональную противовоздушную оборону для стран Балтии, лучшую координацию действий в борьбе с кибератаками».

Мало того, Грибаускайте призывает и войска США присутствовать на территории страны, а также просит Штаты разместить здесь ракеты «Пэтриот». Президент Литвы во время своего недавнего визита за океан, куда она отправилась прежде всего на сессию комиссии ООН по положению женщин, нашла время, чтобы «заскочить» в штаб Национальной гвардии одного из штатов – Пенсильвании и попросить ее присоединиться к военным учениям, запланированным рядом с Калининградом. Словом, наш пострел везде поспел, а впереди планов на поприще собирания антироссийских сил – громадьё.

Тем удивительнее была довольно вялая реакция литовских СМИ на указ президента России от 4 марта о приостановлении Москвой выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности с формулировкой: «…до устранения США допущенных ими нарушений обязательств по соглашению или до прекращения его действия». Но удивительна эта реакция только на первый взгляд, поскольку еще 3 февраля на торжествах по случаю второй годовщины нахождения войск НАТО в Литве Д. Грибаускайте заявила, что заключенный между США и Россией ДРСМД устарел, поскольку не включает других государств, обладающих ядерным оружием. Так что и жалеть о нем нечего.

Между тем в Европе иное мнение о приостановке ДРСМД. Находящийся сейчас в Литве с визитом бывший заместитель помощника генсека НАТО по вопросам оборонной политики и планирования генерал в запасе Генрих Браус, который входит в неправительственный совет при МИД Германии, на пресс-конференции в Сейме заявил, что отказ от договора представляет угрозу для Литвы. По мнению немецкого генерала, «вне договора у России будет возможность развивать ракеты средней дальности и угрожать стратегическим военным и гражданским объектам во всей Европе», а это означает, что «в случае потенциального конфликта партнерам по НАТО будет труднее посылать солдат в Литву».

Вряд ли в словах Грибаускайте о том, что ДРСМД устарел, можно усмотреть какое-то миролюбие или смягчение её позиции в отношении России. Она, собственно, повторила то, чего добиваются США, в том числе – вовлечения в договор Китая. Иначе говоря, мадам в очередной раз оправдала репутацию одного из тех западных сателлитов США, которых президент России поделом назвал «подхрюкивающими».

Между тем официальный Вильнюс всегда горячо отрицает давление на него со стороны США и приверженность Литвы больше интересам Вашингтона, чем партнерам по Евросоюзу и НАТО. Любые публичные сомнения в этом тщательно пресекаются. Поэтому как гром среди ясного неба прозвучала 11 марта на торжественном заседании Сейма в связи с очередной годовщиной воссоздания независимости страны речь одного из подписантов Акта о независимости 1990 года Эгидиюса Бичкаускаса. В своей речи Бичкаускас утверждал, что основная угроза безопасности Литвы исходит из возможных конфликтов «больших мировых сил»: «Понимая возможную конфликтную ситуацию между этими силами, прекрасно осознаю, что Литва не является, не будет являться и не может быть одним из основных геополитических игроков. Однако, осознавая опасность конфликта этих сил именно для нас, не хочу, чтобы Литва была одной из искр или катализатором подобных конфликтных отношений».

Подписант Акта о независимости также задался вопросом, не подводит ли Литва своей близостью к США своих партнеров по ЕС: «Делая подобные (резко антироссийские. – М.Ч.) политические заявления, не ставим ли мы в неловкое положение своих ближайших партнеров по Евросоюзу? А, может быть, делаем это осознанно и мотивированно?»

Говоря об отсутствии дискуссий в стране по проводимой властями иностранной политике, Э. Бичкаускас спрашивает: «О какой дискуссии может идти речь, если вспомнить о ратификации договора между правительствами Литовской Республики и США о сотрудничестве в сфере обороны? Документ достоин обсуждения не только с точки зрения политических аспектов, но и конституционных. Но его представление, обсуждение и принятие заняло в Сейме ровно 25 минут. При этом не высказался ни один депутат Сейма».

В конце своей речи он спросил депутатов Сейма, и прежде всего президента Грибаускайте: «Конструируя свою политику, можем ли мы позволить себе роскошь подвергать риску нашу небольшую территорию, небольшую нацию и ее сохранение, если создадим возможность для той большой битвы именно здесь? Можем ли позволить себе роскошь, которой, возможно, обладают большие государства, большие силы и чей, по сути, конфликт и будет решаться?»

Неожиданная речь Э. Бичкаускаса была встречена довольно жидкими аплодисментами, а на следующий день последовал и безапелляционный ответ главы МИД: «Иностранная политика Литвы – мудрая, сдержанная, сбалансированная и достойная».

Много ли в Литве граждан, думающих примерно так же, как Э. Бичкаускас? Судя по всему, трезвомыслие в правящих кругах изменило не всем. Что ж, это сигнал Вашингтону, который вряд ли допустит, чтобы официальный Вильнюс отошел от политической линии, которую все последние годы проводила Грибаускайте. «Битву» с титаном – Россией нельзя оставлять без главнокомандующего, поэтому г-жа президент ведет, вопреки всем правилам, тонкую избирательную кампанию. Поставленная перед ней задача – оставить после себя достойного преемника.

Из 15 претендентов в президенты реальные шансы быть избранными пока есть, пожалуй, только у трех – экономиста Гитанаса Науседы, нынешнего премьер-министра Саулюса Сквернялиса и представителя партии консерваторов «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» Ингриды Шимоните. Судя по тому, что Д. Грибаускайте остановила свой взгляд на И. Шимоните, в США выбор сделан. Ну, в самом деле, не премьера же С. Сквернялиса выбирать? Он слишком нестабилен в своих воззрениях, однажды договорился даже до того, что «с Россией надо разговаривать, как это делает Германия». Г. Науседа может показаться слишком интеллигентным, мягким, потянет ли он роль главы «государства одного вопроса»? А вот Шимоните – почти абсолютный клон Грибаускайте.

Грибаускайте уходит, но стремится оставить достойную смену

Президент уходящий (справа) и, возможно, будущий президент

В самом деле, у обеих дам много общего. Во-первых, их обеих поддерживает партия «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» (СО-ХДЛ). Эта правая партия, так называемые консерваторы, является в стране главным проводником антироссийской политики и оплотом русофобии. Электорат именно этой партии настолько по-военному мобилизован, что его почти абсолютная явка на выборы позволяет консерваторам постоянно пребывать если не во власти, то очень и очень рядом с ней.

Что касается президентских выборов с 15 претендентами на пост, то дисциплинированность электората СО-ХДЛ дает большой шанс на победу кандидата именно от этой партии. Во-вторых, и Грибаускайте, и Шимоните – специалисты в области финансов, обе они в свое время занимали пост министра финансов. Кроме того, И. Шимоните – единственная из всех кандидатов, кто четко артикулирует антироссийский курс своей будущей международной политики. Если другие кандидаты, не будучи уверенными в том, о чем на самом деле думают их потенциальные избиратели, говорят об иностранной политике страны несколько расплывчато, то у Шимоните есть сложившееся ее видение. Отмечая, что НАТО и ЕС – две опоры безопасности Литвы, она – вслед за Грибаускайте – подчеркивает особую роль США: «Нашими усилиями мы должны помочь США обратить внимание других партнеров по НАТО на то, как важно для нас всех солидарно и одинаково видеть возникающие угрозы и присоединиться к их решению».

Говоря о России, Шимоните заявила, что с ней вести диалог не о чем, «поскольку с точки зрения ценностей мы ни в коем случае не можем притвориться, что не видим усилий изменить мировой порядок, экспортировать на Запад коррупцию, отмывание денег. Литву часто называли государством одного вопроса, так как она всегда говорила о России. Позднее заметили – к сожалению, очень большой ценой, что наша позиция имела под собой очень большие основания. Исходя из этого, должны говорить с партнерами по ЕС о том, что единая стратегия в отношении России – наша ценность». Так что о сохранении преемственности во внешней политике Литвы, в случае избрания президентом представителя партии консерваторов,   русофобам беспокоиться не приходится. Тем более что сама Шимоните не раз заявляла о необходимости такой преемственности.

Главная задача Грибаускайте – не допустить в президенты нынешнего премьера. Именно ради этого она постаралась обратить максимальное внимание на слова Сквернялиса, сказанные им в провинциальном литовском городке при общении с избирателями. Премьер сказал: «Латыши нам не братья, а конкуренты». Если бы не Грибаускайте, эти слова премьера вряд ли стали бы достоянием широкой аудитории. Но президент, в годы правления которой Литва перессорилась не только с Россией, но и с Польшей, президент, который не мог договориться по многим вопросам даже с другими странами Балтии, пошла, вопреки всем государственным интересам, на большой региональный скандал и привлекла общественное внимание к словам Сквернялиса. Но что не сделаешь ради выполнения своей высшей миссии – служения США?

Главное, чтобы новым президентом Литвы стал человек, который продолжит курс поддержки интересов США в Европе, главная составляющая которого – сдерживание России любой ценой. Вот Грибаускайте и сдерживает других кандидатов в президенты, которые могут поколебать такой курс, и сдерживает любой ценой.

Что касается второй интриги – куда направит Даля Грибаускайте свою энергию после выборов, то тут тоже примерно все понятно. Вообще литовские политические дамы – все сплошь воительницы – отдают свою благосклонность США и НАТО. Одной даме – бывшему министру обороны Расе Юкнявичене уже нашли местечко по душе, назначив председателем Парламентской ассамблеи НАТО. Теперь она занимается любимым делом. Недавно вот летала в Ереван на встречу с армянским министром обороны, оценив визит как «интересный и ценный», поскольку «Армения находится на пути трансформации», и она «рада возможности передать опыт Литвы по 15-летнему членству в НАТО».

Нечто подобное, любимое, для души, заокеанские покровители найдут и для Грибаускайте. Поговаривают, например, что специально для нее создается в Каунасе совместный с США региональный центр по кибербезопасности. И это, несмотря на то что в Вильнюсе создан национальный центр того же профиля, а в Таллине – аналогичный центр НАТО. В Брюсселе и Вашингтоне явно считают, что маслом кашу ведь не испортишь.

______________________

Фото https://www.alfa.lt/